Будущее мобильного банкинга будут определять четыре тенденции - отчет
Расширение дистанционного банкинга, включая мобильный банкинг, неизбежно в большинстве стран. Однако нет гарантии того, что значительное число малоимущих людей, не обслуживающихся в банках, будет использовать эти альтернативные каналы финансовых услуг не только для осуществления платежей, но и для оформления депозитов и кредитов. Об этом говорится в новом отчете "Сценарии дистанционного банкинга в 2020 г.", подготовленном CGAP – центром микрофинансирования, базирующимся во Всемирном банке, и Департаментом международного развития Великобритании /DFID/.
Министр торговли и развития Великобритании Гарет Томас сегодня заявил: "Тот факт, что многие из 2,7 млрд человек, которые сейчас не пользуются банками, к 2020 г. получат доступ к дистанционным средствам банкинга, таким как мобильные телефоны и Интернет, является большим достижением с точки зрения расширения финансового обслуживания людей в развивающихся странах".
"Малообеспеченные люди не могут побороть бедность без финансового обслуживания. Это означает, что у них нет мест для безопасного хранения денег, возможности инвестировать их в свое будущее, и они не могут уменьшить риск того, что их сбережения будут потеряны из-за природных катастроф".
"Как свидетельствует отчет, правительство и частный сектор должны сыграть огромную роль в инвестировании в технологические финансовые услуги для миллиардов малообеспеченных людей".
В отчете приводится четыре сценария будущего дистанционного банкинга. Во всех четырех сценариях прогнозируется, что в 2020 г. дистанционные банковские услуги будут более широко распространены и будут чаще использоваться, чем сегодня. Но в двух из этих сценариев периоды резкого ускорения чередуются с периодами спада или более медленного роста.
"Первопроходцы мобильного банкинга дают нам надежду, что миллионам малообеспеченных людей, особенно тем, кто живет в сельских районах, наконец-то будут доступны банковские услуги. Тем не менее, нам жизненно необходимы новые коммерческие модели и партнерские отношения, обеспечивающие нужные стимулы для банков и банковских агентов, если мы хотим выйти за рамки платежей и денежных переводов и получить возможность предложить другие базовые банковские услуги, необходимые малоимущим людям, особенно депозиты", – сказала Элизабет Литтлфилд, главный исполнительный директор CGAP.
Отчет является результатом шестимесячного процесса разработки сценариев, в котором участвовало 200 лидеров финансово-технологической сферы из более чем 30 стран.
Краткий обзор современного дистанционного банкинга
- Финансовое обслуживание растет в большинстве стран, зачастую благодаря расширению традиционных банковских каналов, таких как филиалы и банкоматы.
- Рост традиционного банкинга ограничен уровнем расходов.
Дистанционный банкинг – это более дешевый вариант, но в большинстве стран он имеет довольно скромный охват.
- Там, где предлагается дистанционный банкинг, обычно имеют место следующие факторы: /1/ вера предприятий в будущую прибыльность; /2/ возможность регулятивных изменений; /3/ существенное снижение стоимости связи; /4/ создание агентов по работе с наличностью за счет существующих сетей.
- Текущая реклама потенциальных возможностей дистанционного банкинга далека от реальности. Для крупномасштабного устойчивого обслуживания малоимущих необходимо более точное прогнозирование их финансовых потребностей и степени восприятия. Оно становится доступным только теперь.
Развитие дистанционного банкинга до 2020 г. будут определять следующие четыре тенденции
- Демографические изменения, включая увеличение числа молодых потребителей на рынке и рост мобильности как минимум в пределах стран, окажут благоприятное влияние на распространение дистанционного банкинга.
- Заинтересованные правительства будут играть более активную роль в регулировании финансового сектора, организации систем социальных гарантий и обеспечении или поощрении распространения дешевых банковских счетов и финансовой инфраструктуры. Это может положительно сказаться на расширении финансового обслуживания.
- Хотя опасения по поводу преступности, связанной с наличностью, будут по–прежнему содействовать внедрению каналов электронных платежей, развитие электронной преступности повлияет на уверенность потребителей и подвергнет испытанию управление рисками у поставщиков финансовых услуг.
- Доступ в Интернет с мобильных телефонов уменьшит стоимость финансовых трансакций и позволит новым игрокам предложить финансовые услуги.
Исследователи CGAP и GSMA выяснили, что в Африке, Латинской Америке и Азии число людей, не имеющих банковских счетов, но имеющих мобильные телефоны, к 2012 г. вырастет с 1 млрд до 1,7 млрд человек. Эти люди, не обслуживающиеся банками, но имеющие мобильные телефоны, представляют привлекательную возможность для поставщиков услуг.
Примечания
DFID опубликует отчет сегодня в Лондоне. 1 декабря в технологическом блоге CGAP будет проводиться прямой вебкаст из Вашингтона. С дополнительной информацией можно ознакомиться на веб-сайте http://technology.cgap.org .