Некачественное исполнение сделок за низкие комиссионные - характерная черта интернет-трейдинга?
Комиссия за online сделку, проведенную через интернет брокера составляет всего несколько долларов. Что же по получают инвесторы за свои деньги? Участники рынка и регулирующие органы испытывают растущее беспокойство по поводу того, что Интернет инвесторы, сами не зная этого, за низкие комиссионные получают плохое исполнение сделок. Обращает на себя внимание практика, когда маркет-мейкеры выплачивают интернет-брокерам вознаграждение за направленный поток заказов. С целью получения таких вознаграждений интернет-брокеры могут направлять ордера конкретным маркет-мейкерам, не заботясь о качестве исполнения. Например, клиент может уплатить 10 долларов комиссионных, чтобы разместить ордер на покупку 100 акций на быстрорастущем рынке, которая в данный момент предлагается за 20 долларов. Однако из-за некачественного исполнения заказа, вызванного несвоевременным его размещением в рынок, он будет исполнен только по цене 21 доллар за акцию. В результате клиент заплатил на 100 долларов больше, чем мог бы заплатить, сведя на нет преимущества низких комиссионных. Федеральная Комиссия по ценным бумагам (U.S. Securities, и Exchange Commission - SEC) и офис генерального прокурора штата Нью-Йорк внимательно наблюдают за практикой вознаграждения за направленный поток заказов ( payment for order flow). Анкета, предназначенная для интернет-брокеров, содержит вопросы о контактах и соглашениях, касающихся направленного потока ордеров, вознаграждений и информации о том, куда направляются на исполнение эти ордера. Большинство интернет-брокеров, таких как Е*trade Group Inc, Ameritrade Holding Corp., и Toronto-Dominion Bank’s Waterhouse Securities Inc., не исполняют получаемые ими ордера. Вместо этого ордер посылается маркет-мейкеру или на фондовую биржу, если речь идет о listed акциях. Крупнейший интернет-брокер, Charles Schwab Corp., как правило не получает вознаграждение за направленный поток заказов. Однако он посылает большинство своих Nasdaq-ордеров своему собственному маркетмейкеру, Mayer & Sweitzer, который является его отделением. То есть прибыль в любом случае достается интернет-брокеру. Вознаграждение за направленный поток заказов получают многие брокерские компании, но эти выплаты особенно важны для интернет-брокеров, поскольку они устанавливают наиболее низкие комиссионные. Брокеры, предоставляющие полный спектр услуг, взимая высокие комиссионные, как правило, не получают вознаграждение за направленный поток заказов. "В любом случае мы имеем дело с посредником, и это счастливая случайность, если ваша сделка прошла по довольно хорошей цене", говорит Bill Burnham, аналитик Credit Suisse First Boston, наблюдающий за интернет-брокерами. Маркет-мейкеры, работающие с большими объёмами, получают при исполнения этих ордеров доход, и эти деньги не делаются из воздуха. В большинстве случаев они используют закрытую информацию, создаваемую в процессе размещения ордеров, становясь чрезвычайно информированными спекулянтами. Однако, маркет-мейкеры опровергают это утверждение. "Качество обслуживания при исполнении сделок, которое маркет-мейкеры предлагают интернет-брокерам - наилучшее в бизнесе", говорит Kenneth Pasternak, президент и исполнительный директор Knight/Trimark Group Inc., крупнейшего оператора, через которого проходит до 15% всех сделок на рынке Nasdaq. Значительную часть бизнеса Knight составляют интернет-брокеры. Интернет брокеры также настойчиво отрицают, что отправляют свои ордера тем маркет-мейкерам, которые выплачивают наибольшие вознаграждения, или тем, с которыми у них есть общие финансовые интересы. Представители интернет-брокеров вообще отказались прокомментировать данное высказывание. Маркет-мейкеры готовы платить за ордера, поскольку они зарабатывают на них деньги. Например, маркет-мейкер может купить 100 акций у одного клиента по 21 доллар за акцию, продав те же 100 акций другим по 21.125, зарабатывая на спрэде, в данном случае 12,50 долларов за сделку. Полемика вокруг вознаграждения за направленный поток заказов возникла не впервые. В начале 90-х годов SEC заявила о том, что такая практика допустима, поскольку брокеры не скрывают её от своих клиентов. Изменения в правилах исполнения и снижение минимального спрэда с 1/8 до 1/16 сразу уменьшило доход маркет-мейкеров, и, соответственно, размер вознаграждения за направленный поток заказов, которое маркет-мейкеры в состоянии заплатить. Mr. Burnham указывает, что в среднем вознаграждение компании Е*trade за каждый ордер упала с 12 долларов в 1996 г. до 2.90 сейчас, в то время как плата получаемая Ameritrade упала с 8.51 доллара до 2.18. Однако рост объёма торгов возместил это падение. Mr. Yates, из Ameritrade сказал, что его сотрудники делят размещение ордеров на Nasdaq между шестью-восемью маркет-мейкерами, проводящими сделки, основываясь в основном на критериях скорости и качества исполнения. Величина вознаграждения, поступающего от маркет-мейкера, варьируется в зависимости от размера заказа (больше денег за более крупные заказы), времени его размещения и типа ордера. Многие маркет-мейкеры, например, ничего не платят за лимит-ордера (ордера на покупку или продажу акций по определённой цене). Как и многие маркет-мейкеры Knight/Trimark обещает высокое качество исполнения ордеров при помощи сложных систем автоматического исполнения. Они обещают исполнять ордера клиента точно в указанных размерах и по лучшему bid или offer. Mr. Pasternak гордится тем, что в его компании совершение сделки обычно занимает пять секунд. Однако критики утверждают, что это ловушка. Маркет-мейкеры резервируют за собой право переключаться с автоматического на так называемое ручное исполнение ордеров в условиях подвижного рынка. James Lee - глава компании, расположенной в Хьюстоне, обслуживающий day трейдеров, говорит, что режим ручного исполнения допускает чрезвычайно медленное исполнение ордеров, и инвесторы могут обнаружить, что маркет-ордера исполнены по ценам, далеко отличающимся от ожидаемых (с лимит-ордерами риск меньше). Mr. Lee говорит, что если маркет-мейкер чувствует, что цены на рынке растут, он может переключиться на ручное исполнение ордеров, замедляя время заполнения ордеров пока цены на рынке резко не подскочат. В этот момент он продает клиентам из своего портфеля, с тем чтобы в дальнейшем постараться купить их вновь по более низкой цене. Mr. Pasternak утверждает, что его компания исполняет более 90% ордеров автоматически. Он заметил, что нереально ожидать от фирмы "неограниченной ответственности" посредством гарантии исполнения по определённой цене в подвижном рынке. Критики не оспаривают права маркет-мейкера переходить с автоматического на ручное исполнение ордеров, особенно если это касается акций с волаитильной ценой. Однако, некоторые эксперты считают, что интернет трейдеры плохо осведомлены о том, что может с ними случиться на быстром рынке, или, по крайней мере, о том существует ли какой-то другой способ работы на рынке (системы прямого доступа). Национальная Ассоциация дилеров (NASD) обязала маркет-мейкеров информировать клиентов в случаях перехода на ручное исполнение заказов во время "турбулентного состояния рынка", а также предупреждать клиентов о нецелесообразности направления им ордеров при волатильном рынке.