Российские банки все активнее осваивают новые технологии
Не секрет, что кредитные учреждения - довольно консервативны. Однако у закоренелых глухих консерваторов немного шансов выиграть в современном бизнесе - в эпоху виртуальной реальности, "всемирной паутины" и сверхпроизводительных компьютеров. Вполне закономерно, что ситуация начинает меняться: расширяется не только ассортимент банковских услуг, но и их качество выходит на принципиально иной уровень, чего в свою очередь невозможно добиться без внедрения новейших банковских технологий. Банк - это учреждение, результаты деятельности которого напрямую зависят от степени доверия к нему клиентов. Кредитные организации, как правило, анонсируют одни и те же услуги, однако преуспевание - удел лишь немногих из них, тех, кому удалось добиться репутации стабильной и надежной финансовой структуры. После кризиса августа 1998 года многим предприятиям особенно трудно было выбрать партнера - "банки-гиганты" отошли в прошлое, а о деятельности оставшихся (хотя несколько окрепших) игроков банковского рынка известно было немного, да и однозначных критериев для определения "подходящего" банка фактически не было. Как правило, увеличению числа клиентов способствовал длительный срок существования кредитной организации, а также наличие некоторых особенностей в подходе к бизнесу. По этому в сознании многих людей финансовый кризис явился в первую очередь результатом увлечения всяческими "новомодными" инструментами, в частности операциями на срочном рынке и на рынке финансовых производных. В результате клиенты банковских учреждений уверовали: чем стабильней, надежней, консервативней банк в своей политике, тем в большей безопасности находятся доверенные ему средства. Такой подход при выборе партнера давал свои результаты, и консерватизм стал фактически "панацеей" от всех бед. Однако была и оборотная сторона медали - банки получили серьезных конкурентов в лице небанковских организаций - финансовых компаний, брокерских контор, инвестиционных фондов. Как свидетельствует мировая история, такая тенденция была характерна не только для России, и началась она не вдруг. Со времен конца Второй мировой войны по настоящее время доля мировых финансовых ресурсов в распоряжении банков неуклонно уменьшалась. По оценкам, в пятидесятых годах банки контролировали около 75 процентов мировых финансовых потоков, в то время как к настоящему времени их доля сократилась до 25 процентов. Если такая тенденция сохранится и в дальнейшем, то позиции банков на мировой финансовой арене в грядущем веке еще более ослабнут. Возникает закономерный вопрос: почему банкам не начать серьезно меняться? Конечно, "дорога обновления" не без ухабов, в особенности в нашей стране. Нельзя не обратить внимание на некоторые особенности национального менталитета, как то: консерватизм и достаточно болезненное восприятие всего нового. Другой фактор, препятствующий обновлению, - это "небогатство" постреформенного российского общества. В большинстве своем ни граждане, ни предприятия не готовы пойти на дополнительные расходы только для того, чтобы получить "чуть больший" уровень сервиса. Да и сами банки зачастую не могут "потянуть" собственные программы по внедрению новых расчетных и кредитных технологийЙ И тем не менее обновление необходимо. И для российских банков в этом смысле существует достаточно широкий круг возможностей. Так, в частности, в неразвитом состоянии пока еще находится рынок финансовых услуг, предоставляемых с помощью пластиковых карт. Для решения задач построения полноценного "карточного" рынка необходимо не только внедрение современных расчетных систем, но и новые методы позиционирования банковского продукта. По сути придется создать новую карточную платежную систему общероссийского масштаба, которая должна вобрать в себя все уже существующие проекты в данной области. Все большую часть своего дохода кредитные организации стремятся получать от предоставления услуг малым предприятиям и населению. Для того чтобы расширять в этом направлении бизнес, банкам необходимо создать удобную систему обслуживания клиентов с возможностью работать "не выходя из дома", позволяющую эффективно отслеживать осуществляемые операции. Поэтому вполне закономерно, что банки, стремясь увеличить число своих клиентов, а также снизить себестоимость собственных операций, будут внедрять новейшие технологии предоставления таких услуг, как Интернет-банкинг, подразумевающий использование клиентом всемирной сети для получения информации и принятия решений. В нашей стране этот бизнес только начинает развиваться: если в США число пользователей системы Интернет-банкинга составляет около 10 миллионов, то в России, по самым оптимистичным оценкам, таких пользователей не более 2-3 тысяч. Несмотря на определенные недостатки, в частности техническую сложность Интернет-банкинга, внедрение таких технологий предоставления услуг имеет несомненные преимущества. Помимо повышения степени удобства услуг для клиентов, важную роль играет возможность осуществления круглосуточной работы, а также оперативность предоставления сервиса. Впрочем, едва ли не самый значимый аргумент в пользу того, что внедрение новых технологий в банковской сфере необходимо, заключается в самом характере финансовых услуг. Финансовая деятельность как отражение деятельности производственной должна осуществляться максимально эффективно - иначе она теряет смысл. Если существуют некие средства, которые позволят добиться увеличения эффективности финансового обслуживания, то их необходимо использовать. Будущее все-таки за новыми технологиями, что подтверждается весомым ростом доходов тех финансовых компаний, которые внедряют современные методы работы и обслуживания клиентов. Именно поэтому консервативный по своей природе банковский бизнес должен пройти огонь, воду... и новые технологии и прийти к новой стадии - стадии "обновленного" консерватизма.