Украинские банки доверяют Интернету только пассивные операции. Пока...
Елена Лысенко
Новым документом (Проект "Требований по организации электронной коммерции в Украине" Национального Банка Украины), в частности, регулируются вопрос организации электронных магазинов, формирования и выполнения электронных заказов при помощи различных платежных инструментов, включая банковские карточки. Говорится в требованиях и о системе, наподобие "банк-клиент" и об организации банковского обслуживания с использованием новых технологий.
Банки работают через Интернет, но не активно... Сейчас главная проблема, тормозящая развитие новых технологий, в частности интернет-банкинга - это отсутствие законодательства и надлежащей защиты в этой сфере: прежде всего специалисты обращают внимание на то, что до сих пор нет закона о цифровой подписи, и это не позволяет развивать структуры, которые бы предоставляли услуги по сертификации ключей для выполнения строгой аутентификации (то есть установления подлинности) торговцев и покупателей. Поэтому банки ведут только начальную работу по развитию банковских операций через Интернет - речь идет о введении в нем системы "клиент-банк". Опрошенные "Контрактами" банкиры выделили три банка, которые сегодня работают на этом сегменте финансового рынка, - Первый украинский международный банк (ПУМБ), КБ "Приватбанк" и АППБ "Аваль". В конечном счете, пока возможности новых технологий в Украине ограничиваются так называемыми пассивными операциями, клиент может, находясь в любом уголке мира, получить доступ ко всем своим счетам (хоть к текущему, хоть к валютному и гривневому депозитам). В то же время сегодня нельзя активно пользоваться своими счетами, например, переводить средства с одного счета на другой. "Активные же операции пока нельзя проводить через Интернет, хотя технологически для их запуска у нас все готово, - рассказала "Контрактам" начальник отдела управления счетами физических лиц ПУМБ Маргарита Ладыженская. - Только через некоторое время должна появиться нормативно-техническая база Нацбанка в этой сфере. Новый документ даст возможность решить основную проблему - защиты информации".
"Клиент-банк" не всегда может быть оперативной Сейчас отечественные предприниматели используют другую (уже менее новую) технологию - систему "клиент-банк". Все, что для этого нужно, это установить специальную программу и получить в банке дискеты с цифровыми подписями. При этом финансовые учреждения порой устанавливают в компьютер еще и специальный шифровальный блок - в таком случае роль носителя цифровых подписей выполняют не дискеты, а специальные криптографические карты. После того, как клиента таким образом подключают к "родному" банку, бухгалтер предприятия получает возможность работать со счетом, не выходя из своего офиса. Именно то, что клиент может "жить" с банком в разных городах Украины, и считается главным преимуществом системы "клиент-банк": предприниматели могут не только оплачивать свои счета, но и узнавать о сальдо, движении средств на счете, перечне поступлений в течение дня - всю эту информацию можно получить буквально за несколько минут. Хотя оперативность в получении информации может быть и преимуществом, и недостатком. Ведь часто случается так, что клиент не может дозвониться до банковского модема, поскольку за один сеанс тот может обслуживать только одного, скажем, бухгалтера, то есть на мгновенную связь можно рассчитывать не всегда. Чтобы решить эту проблему, банкиры начали переносить денежные транзакции во всемирную паутину. Технически это выглядит так: при подписании соглашения с финансовым учреждением клиент получает от банка специальную программу, после чего для осуществления операций со счетом достаточно зайти на сайт банка и "расписаться" там своей цифровой подписью. Потом уже можно отдавать необходимые распоряжения, достаточно указать пароль и реквизиты получателя денег, если это перевод средств со счета на счет. Использование Интернета позволяет избежать лишних расходов на установление новой системы (что делается при подключении "клиент-банка"), поэтому Интернет-банкингом могут пользоваться и физические лица. Сидя дома, можно вносить коммунальные платежи, оплачивать счета за телефон и приобретенные товары. Теперь, кроме азбучных операций, у пользователя Интернета появляется возможность получать и другие банковские услуги, например: купля-продажа ценных бумаг, иностранной валюты, "игра" на рынке FOREX, пользование карточными счетами. И это все осуществляется в режиме реального времени.