Rambler's Top100
  интернет финансы главная | карта | поиск | | реклама  
главнаяИнтернет-расчеты  Публикации  Интернет Финансы Нереальная наличность Эксперты прогнозируют бурный рост российского рынка электронных платежей.

XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
Новости
Публикации
События
Ресурсы
Глоссарий
Партнеры
О проекте
Форум

Решения:

Интернет-банкинг


Интернет-трейдинг


Интернет-страхование


Интернет-расчеты


Безопасность

Aplex.ru Разработка веб-сайтов

Intersoft Lab (17.06.11)

XXIV Международный Форум iFin-2024 "Электронные финансовые услуги и технологии"

X Международный Форум ВБА-2023 «Вся банковская автоматизация»

XIII Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2023»

Рекомендуем:

Итоги XVI Международного Форума iFin-2016, 9-10 февраля 2016


Спецпредложение:

Автострахование, страхование автомобиля, страхование жизни, медицинское страхование - cкидка 5% для посетителей iFin.ru подробнеe >>

Астраброкер 


-=startpage=-
П У Б Л И К А Ц И И


Нереальная наличность
Среди главных направлений его развития в ближайшей перспективе они выделяют дальнейшее распространение и активизацию интернет-платежей и оплаты услуг сотовой связи. По сведениям агентства RoboXchange, уже сегодня доля платежей в электронных деньгах в России составляет от 10% при продаже материальной продукции в "оффлайновой торговле" и до 100% при реализации услуг и информационных товаров в онлайновой торговой сети.

Как полагают аналитики исследовательской компании J’Son and Partners, основными факторами прогресса российских электронно-платежных систем в последнее время стали стабильный рост ВВП и повышение покупательной способности населения, а также доступность потребительского кредитования и использование кредитных и дебитных карт по всей стране. По оценкам этой компании, в 2005 году объем рынка совершенных организациями и адресованных гражданам платежей в России составил 255 млрд. долларов, а к концу прошлого года он должен был вырасти до 328 млрд. Общее количество выпущенных в стране платежных карт всех видов, по предварительным подсчетам, достигло к 1 января нынешнего года 70 млн., а к 2008 году превысит 100 млн. В J’Son and Partners полагают, что российский потребитель готов использовать такие платежные механизмы, как банковские карты, интернет-платежи, электронные кошельки. "Большинство банковских карт в нашей стране на данный момент используется при выплате зарплаты. Другой популярный вид карт — это кредитные карты с долей в общей структуре в 18%. По прогнозам, в 2008 г. этот показатель увеличится до 27–29%", — подчеркивают исследователи.

Безбумажно-безмонетные технологии

"На Западе люди вот уже 50 лет рождаются, фигурально выражаясь, с банковской карточкой в руках, — отмечает в своем интервью агентству CNews директор по внешним связям компании WebMoney Transfer Петр Дарахвелидзе. — Поэтому для тамошнего покупателя платеж по карте, чеком или прямым депозитом — привычный способ, а электронные платежные системы (ЭПС) на этом фоне — новинка. У нас же в России рынок электронных банковских продуктов, и карт в частности, — ровесник, а то и младший брат ЭПС. То есть у россиянина не существует изначальных предпочтений, и к тому же он наслышан о проблемах с безопасностью онлайн-платежей по банковским картам. Можно с уверенностью утверждать, что по относительной доле электронных денег в структуре интернет-расчетов Россия опережает Европу и не отстает от США". "Спрос на услуги электронных платежных систем растет взрывообразно, — продолжает эту мысль генеральный директор компании „КиберПлат“ Андрей Грибов. — К примеру, только за 2005 год и только через нашу систему было проведено более 200 млн. платежей на сумму свыше 1,12 млрд. долларов, что практически в 2,5 раза больше показателей 2004 года. А ожидаемый оборот нашей системы в 2006 году превысит 2,5 млрд. долларов. Примечательно, что 97% нашего оборота приходится на оплату услуг мобильной связи. С учетом того, что CyberPlat на сегодняшний день является крупнейшей электронной платежной системой в России, можно сделать вывод, что рост рынка электронных платежей в нашей стране в значительной степени стимулируется развитием рынка сотовой связи".

"Мы стремимся к тому, чтобы постоянно предлагать потребителям все новые и новые платежные инструменты и сервисы, — говорит в интервью онлайновому агентству MoneyNews глава российского представительства голландской компании ChronoPay B. V. Иван Глазачев. — Нам есть чем похвастаться, но проблема в том, что российские интернет-магазины не торопятся работать с банковскими картами в любом раскладе, каким бы технологически совершенным ChronoPay ни был. Отчасти это связано с недостаточным уровнем спроса на этот платежный инструмент у покупателей. Мы думаем над тем, как переломить ситуацию. Уверен, что как только банковские карты перестанут использоваться лишь как инструмент для снятия зарплат в банкоматах, все значительным образом поменяется. Посмотрите, в США, равно как и в Европе, в электронной торговле банковские карты занимают львиную долю. Для России это лишь вопрос времени. Мы заняли выжидательную позицию и пытаемся определить наиболее интересные рыночные сегменты. В России мы работаем на перспективу, в которую, конечно, верим".

По свидетельству аналитиков маркетингового агентства SEOnews, развитие Интернета привело к появлению большого количества онлайновых магазинов и других учреждений, оказывающих пользователям платные услуги. Вместе с ними увеличивается количество систем электронных платежей, являющихся посредниками между материальным и информационным миром. К ним относятся системы электронных денег, системы электронных переводов и системы карточных платежей. Несмотря на их увеличение, по данным исследовательского центра РОМИР, лишь 8% всех пользователей оплачивают покупки при помощи электронных платежных систем. 10% покупателей расплачиваются в интернет-магазинах при помощи банковской карты. В странах западной Европы люди давно оценили преимущества покупок через Интернет. "По нашей информации, к сентябрю 2006 года около 27% граждан Евросоюза оплачивали покупки в режиме онлайн, — говорит Андрей Севостьянов, пресс-секретарь компании ChronoPay. — Суммарный объем совершенных покупок за 2005 год составил порядка 100 миллиардов долларов".

Принцип работы системы электронных денег (WebMoney, "Яндекс.Деньги", "Интернет.Деньги") заключается в переводе наличной суммы денег на личный счет пользователя в электронном эквиваленте. Пользователь может оплачивать с этого счета свои покупки, получать на него денежные переводы, обналичивать их в банках. Существующие на данный момент системы электронных денег по типу доступа к электронному счету можно разделить на две группы: требующие установки на компьютер пользователя дополнительного программного обеспечения (WebMoney), и платежные системы, имеющие веб-интерфейс (WebMoney, "Яндекс.Деньги").

К преимуществам электронных денег относятся доступность получения счета, мобильность, безопасность передачи информации и простота использования. "Для пользователя — это дополнительное удобство: не нужно идти в банк или на почту, платеж выполняется быстро и просто, вся история платежей хранится, — объясняет Евгения Завалишина, генеральный директор компании „Яндекс.Деньги“. — Для участников рынка электронной коммерции — это наиболее надежный способ оплаты, довольно дешевый, с мгновенной передачей информации о платеже".

Плюсы, минусы и итоговые перспективы

Системы электронных переводов (Paycash, Е-port, "Рапида" и другие) подразумевают непосредственный перевод наличных денег пользователя на банковский счет интернет-магазина без заведения личного счета. Для оплаты покупки или услуги может использоваться предоплаченная карта или стационарные пункты оплаты. "Электронные переводы и платежи мгновенны и безотзывны — риска того, что клиент заберет деньги назад, как с в случае с кредитными картами, применительно к электронным платежам в принципе не существует, — утверждает Евгения Беленькая, руководитель отдела развития компании WebMoney. — Возврат средств возможен только самим получателем платежа добровольно либо в судебном порядке".

Система карточных платежей (ChronoPay и другие) используется при оплате покупок и услуг в Интернете путем снятия денег с банковской карты. Системы карточных платежей мало распространены в России, так как большинству граждан нашей страны не хватает практического опыта потребления таких услуг. "На сегодняшний день в нашей стране эмитировано порядка 57 миллионов банковских карт, которыми пользуются около 30 миллионов человек, — рассуждает Андрей Севостьянов. — Однако подавляющее большинство этих карт являются зарплатными, и примерно 25 миллионов держателей карт снимают с них все до копейки в день получения зарплаты". Человек просто не подозревает о том, что можно покупать различные товары в Интернете, оплачивать коммунальные услуги, рестораны, парковку или проезд в такси, не прибегая к снятью денег с банковской карты. По словам Андрея Севостьянова, небольшой размер рынка ограничивает развитие электронных карточных платежей в России. Крупные российские интернет-магазины, желающие работать с банковскими картами, можно пересчитать по пальцам одной руки. Это происходит из-за того, что в России на интернет-платежи ассоциациями Visa и MasterCard установлена высокая комиссия.

"Одним из недостатков систем электронных платежей является так называемый „порог вхождения“, — констатирует обозреватель SEOnews Сергей Корнилов. — Под ним подразумевается многоуровневая система регистрации, необходимость загрузки программного обеспечения (для WebMoney), а также недостаток пунктов пополнения счета в России". Евгения Беленькая недостатком систем электронных платежей считает несовершенство мобильных и компьютерных технологий. "Чем дальше от Центра, тем меньше распространен Интернет, а вместе с тем меньше осуществляется электронных платежей", — говорит она. Несмотря на это, количество зарегистрированных пользователей платежной системы WebMoney превысило 2,5 миллиона. В день регистрируется до трех тысяч новых пользователей. По словам Евгении Беленькой, основную часть переводов составляют микроплатежи — оплата мобильных телефонов, доступа в Интернет, коммунальных услуг. Их совокупные размеры превышают 2,5 миллиона долларов в день.

Основную трудность развития электронные платежные системы видят в отсутствии четкого правового регулирования. Чтобы помочь пользователям разобраться в законах, компания WebMoney опубликовала пять комментариев по бухгалтерскому учету в платежной системе WebMoney Transfer и их юридическое обоснование. На Западе подобная проблема уже давно не волнует пользователей. По словам Евгении Завалишиной, европейское правительство посчитало возможный экономический эффект от перехода на электронные платежи и приняло директиву 2000/46 ЕС, которая приравняла электронные деньги к настоящим. "Они проводили тщательный анализ эффективности работы директивы и ее воплощения в разных странах, активно консультировались с участниками рынка", — говорит Евгения. В 2007 году европейским правительством планируется выпустить уже следующую, обновленную версию этой директивы.

В России ни государственные, ни муниципальные органы власти не заинтересованы в разрешении проблемы регулирования экономических взаимоотношений в Интернете. Алексей Демидов на конференции "Интернет и право" назвал эту ситуацию "перетягиванием каната между лебедем, раком и щукой". Из-за отсутствия правового регулирования бизнеса в Интернете многие зарубежные платежные системы не спешат со своим приходом в Россию. Российский рынок электронных платежей довольно серьезно отличается от европейского (и уж тем более — американского) меньшим объемом. "Владельцы и менеджеры иностранных компаний попросту не видят смысла выходить на российский рынок, — высказывает свою точку зрения Андрей Севостьянов. — Чтобы стать полноценной платежной системой, готовой к работе в нашей стране, необходимо налаживать отношения с российскими банками, работающими с интернет-коммерцией, открывать офис, русифицировать сайт, серьезно инвестировать в маркетинг, рекламу, налаживание партнерских и клиентских отношений. Цель может попросту не оправдать вложенные средства". История компании ChronoPay отчетливо демонстрирует всю суть проблемы. С 2003 года часть ее операционной деятельности приходилась на аутсорсинг в России. И только в 2005 году руководство компании решилось выйти на российский сегмент электронной коммерции, оценив его перспективность. "Сейчас ChronoPay работает во многом на перспективу: в ближайшие годы мы предвидим бурный рост коммерческой активности в российском Интернете", — утверждает Андрей.

Первая система электронных платежей появилась в России в 1998 году. С тех пор многое изменилось: появились новые российские платежные системы, их возможности и доходы возросли, как возросло и количество зарегистрированных в них пользователей. Однако старые проблемы так и остались нерешенными: отсутствие четкой правовой базы, низкие темпы распространения Интернета в стране, недоверие людей к электронным платежным системам и банковским картам.

(По материалам CNews, FineStreet, SEOnews, MoneyNews)
23.01.2007Источник: ЖУРНАЛ "CIO"
все публикации | подписка на рассылку

 

-=endpage=-



Размещение информации на сайте | Условия размещения рекламы


Copyright 2000-2010 iFin.ru, e-mail:
создание сайта: Aplex, Дизайн: Максим Черемхин
TopList Rambler's Top100