Дистанционное управление счетом В России интернет-банкинг (удаленный доступ к банковским счетам и управление ими через Интернет) появился в 1998 году. На тот момент самыми продвинутыми оказались Автобанк и Гута-банк. В настоящее время на этом рынке присутствуют более 10 российских банков, и число игроков постоянно растет. Так, осенью на рынке интернет-банкинга появятся еще два новичка: Международный московский банк и "Альфа-банк Экспресс".
К основным операциям, совершаемым через интернет-банкинг, можно отнести просмотр состояния счета, получение по нему выписок, пополнение счета, а также перевод денежных средств. Пополнять счет можно как наличными деньгами (через кассу банка или банкомат), так и безналичными (путем перечисления со счета пластиковой карты).
К тому же некоторые банки разрешают производить закрытие счетов через интернет-банкинг, но в этом случае сумма вклада должна быть перечислена на пластиковую карту.
Кроме того, система интернет-банкинга позволяет оформлять заявку на кредит и подписывать кредитный договор.
Также операции могут проводиться в режиме "отложенного платежа". На практике это означает, что электронный банк выполняет различные поручения клиента по мере поступления средств на счет. Благодаря этому пользователям интернет-банкинга не приходится маяться в очередях, чтобы заплатить за коммунальные услуги или телефонные переговоры, - все это можно сделать не выходя из дома или офиса.
Некоторые банки предоставляют пользователям интернет-банкинга дополнительные услуги. Например, банки могут оповещать клиента о движении его средств - в этом случае информация приходит на электронный почтовый ящик, пейджер или мобильный телефон (в виде SMS-сообщений).
Преимущества онлайновых банковских услуг очевидны. Во-первых, они позволяют экономить время. Во-вторых, многие банки предоставляют их бесплатно.
Как войти в виртуальный банк Для подключения к системе удаленного доступа к счетам достаточно иметь компьютер, подключенный к Интернету. Обслуживание клиентов происходит в режиме реального времени и в любое время суток. Правда, один раз появиться в банке все-таки придется - чтобы подписать договор на обслуживание.
В принципе каждый пользователь интернет-банкинга может зайти в электронный "офис" банка с любой страницы сайта банка, выбрать режим защиты программы и ввести логин с паролем.
Банковские приманки Банки, играющие на этом рынке, изобретают способы привлечения клиентов. Как стало известно ГАЗЕТЕ, Автобанк планирует в ближайшее время предложить «Кибер-вклад», который будет доступен только через Интернет.
Гута-банк, например, позволяет бесплатно открыть в интернет-банкинге пластиковую карточку (Visa Electron, Cirrus Maestro). Кроме того, в этом банке предусмотрены бонусные программы. Например, если вы подключаетесь к интернет-банкингу по рекомендации старого клиента этой системы, вы можете рассчитывать на трехмесячное бесплатное обслуживание. Тот, кто составил вам протекцию, также получит бонус - бесплатное обслуживание в течение двух месяцев. Чем больше клиентов вы приведете в банк, тем больше бонусов накопите.
Импэксбанк только планирует расширить список интернет-услуг: в настоящее время пользователи получают лишь информацию о состоянии счета.
В Райффайзенбанке с сентября этого года с помощью интернет-сервиса можно будет оформлять заявки на совершение операций по счетам (платежи и переводы средств со счета, конвертация валюты), а также заявку на открытие депозита.
"Альфа-банк Экспресс", который собирается в сентябре запустить эту услугу, установил ограничения по переводу денег: лимит денежного перевода в стандартном режиме безопасности не должен превышать 10 тысяч долларов. Кроме того, банк оставляет за собой право устанавливать недельные лимиты.
Сколько стоят услуги интернет-банкинга В настоящее время некоторые банки предоставляют годовое обслуживание за символическую сумму: от 400 до 600 рублей в год. Но не исключено, что в ближайшем будущем оплата будет сведена к минимуму.
Например, Автобанк собирается сделать эту услугу бесплатной для некоторых клиентов. Как рассказал ГАЗЕТЕ директор департамента по работе с физическими лицами Автобанка Эльчин Гулиев, "чтобы не платить за интернет-банкинг, клиенту достаточно доказать банку свою надежность - надо положить на счет 100 долларов, причем этими деньгами можно пользоваться. Владельцы пластиковых карт Автобанка типа Classic, Mass и Gold уже сейчас ничего не платят за интернет-банкинг.
В Гута-банке бесплатный доступ к интернет-банкингу получают только держатели карт типа Gold, а для остальных пользователей годовое обслуживание стоит 20 долларов.
Иностранные банки - Citibank и Райффайзенбанк - своим клиентам предоставляют эту услугу бесплатно.
На онлайновых операциях можно сэкономить 5% Система интернет-банкинга позволяет экономить не только время, но и деньги.
Дело в том, что налогом с продаж облагаются только операции по оплате товаров (работ, услуг) за наличный расчет и с использованием пластиковых карт. Платежи, проведенные через интернет-банкинг, относятся к разряду безналичных - следовательно, налогом с продаж не облагаются.
Например, если вы платите через е-банк за мобильный телефон или услуги интернет-провайдеров, экономия составит 5% от суммы платежа.
К тому же при оформлении покупки в магазине можно попросить выписать счет на безналичную оплату. Магазины, не злоупотребляющие "серыми" схемами закупки товаров, без проблем выписывают чек без учета налога с продаж.
СПРАВКА
Кто пользуется интернет-банкингом Виктор Башкиров, вице-президент и директор департамента розничного бизнеса Сitibank: "Более 50% клиентов используют систему интернет-банкинга. Чаще всего этой услугой пользуются корпоративные клиенты. Вторая категория-это клиенты с улицы. Среди них большую активность в плане использования интернет-банкинга проявляют владельцы пластиковых карт типа Gold".
Эльчин Гулиев, директор департамента по работе с физическими лицами Автобанка: "Основная масса пользователей интернет-банкинга (около 90%) - это сотрудники специализированных компьютерных или интернет-компаний. Такие люди, как правило, хорошо разбираются в программном обеспечении".
Валерий Кардашов, начальник управления банковских продуктов Импэксбанка: "Портрет потенциального пользователя выглядит так: люди со средним достатком, у которых нет времени обращаться в банк; постоянные пользователи Интернета, так называемые "любознательные" клиенты".