Rambler's Top100
  интернет финансы главная | карта | поиск | | реклама  
главнаяФондовый рынок России  Публикации  Интернет Финансы Интернет-трейдинг: демпинг душит брокеров Одним из наиболее ярких направлений Интернет-коммерции в нашей стране является Интернет-трейдинг. На сегодняшний день подавляющее большинство брокерских компаний имеет в своем ассортименте данную услугу.

XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
Новости
Публикации
События
Ресурсы
Глоссарий
Партнеры
О проекте
Форум

Решения:

Интернет-банкинг


Интернет-трейдинг


Интернет-страхование


Интернет-расчеты


Безопасность

Aplex.ru Разработка веб-сайтов

Intersoft Lab (17.06.11)

XXIV Международный Форум iFin-2024 "Электронные финансовые услуги и технологии"

X Международный Форум ВБА-2023 «Вся банковская автоматизация»

XIII Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2023»

Рекомендуем:

Итоги XVI Международного Форума iFin-2016, 9-10 февраля 2016


Спецпредложение:

Автострахование, страхование автомобиля, страхование жизни, медицинское страхование - cкидка 5% для посетителей iFin.ru подробнеe >>

Астраброкер 


-=startpage=-
П У Б Л И К А Ц И И


Интернет-трейдинг: демпинг душит брокеров
Дмитрий Огуряев, начальник управления торговых клиентских операций ИК "Файненшл Бридж"

Одним из наиболее ярких направлений Интернет-коммерции в нашей стране является Интернет-трейдинг. На сегодняшний день подавляющее большинство брокерских компаний имеет в своем ассортименте данную услугу. Более половины оборота ММВБ приходится на Интернет-трейдинг. В первых строчках рейтингов профессиональных участников появились новые компании - Интернет-брокеры. Правда, их высокое положение в рейтингах не подкреплено столь же блестящими финансовыми показателями. Рекордные обороты не принесли ощутимой прибыли. Брокерам же с более скромными клиентскими оборотами и вовсе приходится подсчитывать убытки по данному виду деятельности. Основная причина - в демпинге на рынке услуг Интернет-торговли.

Демпинг - предложение услуг на рынке по искусственно заниженным ценам, возможно, ниже себестоимости в целях завоевания значительной доли рынка и устранения конкурентов. Демпинг в законодательстве многих стран рассматривают не только как недобросовестную конкуренцию, но и как монополистическую практику. Данная статья посвящена исследованию демпинга в сфере оказания брокерских услуг через Интернет на российском рынке ценных бумаг.

КАТЕГОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ

Для более глубокого понимания вопроса следует разделить профессиональных участников на несколько крупных категорий:

- Крупные брокерские компании (максимальный рейтинг надежности НАУФОР).

- Банки.

- Прочие брокерские компании.

Крупные брокерские компании всегда поддерживают свои тарифы на достаточно высоком относительно остальных уровне, не провоцируя демпинг. Высокий уровень комиссии является платой за надежность и известность компании. Крупные брокеры располагают наиболее ценной клиентурой, готовой платить дополнительную премию за право работать с хорошей, проверенной временем компанией.

По оценке ряда экспертов, при выборе брокера только у 20-30% клиентов основным критерием является стоимость обслуживания, причем ценность такого рода клиентуры невысока - достаточно будет конкуренту предложить более льготные условия, и отток клиентов обеспечен. Крупные брокеры имеют в своем активе наиболее преданных клиентов, что придает их деятельности дополнительную устойчивость.

Следующей категорией профессиональных участников являются банки, для которых брокерское обслуживание не является основным видом деятельности. Большинство банков идут на оказание такого рода непрофильных услуг для поддержания широкого ассортимента продуктов для своих клиентов. Таким образом, банки пытаются сохранить имеющуюся клиентскую базу, предлагая комплексное обслуживание. Очевидно, что универсальному банку теоретически имеет смысл демпинговать на рынке брокерских услуг, поскольку существует возможность взять свое на других сопутствующих сегментах обслуживания клиентов.

Исходя из предыдущих рассуждений, казалось бы, вполне логично предположить, что источником демпинга являются те самые универсальные банки. Но нет, источником демпинга являются брокерские компании (далее Интернет-брокеры), узкоспециализирующиеся на Интернет-торговле на рынке ценных бумаг и занимающие ведущие строчки рейтингов по биржевым оборотам.

Данные компании сумели опередить банки и крупных брокеров благодаря демпинговой политике и относительно высокому качеству услуг. Банки, в частности, менее активно развивали Интернет-трейдинг как направление, являющееся для них непрофильным. Крупные брокеры, отличающиеся изрядной степенью консерватизма, занимали выжидательную позицию и в дальнейшем не спешили развивать данное направление, скептически оценивая его перспективы.

Немаловажным конкурентным преимуществом Интернет-брокеров явилось отношение к рискам, гораздо менее трепетное, нежели у остальных профессиональных участников. В частности, Интернет-брокеры активно предоставляют своим клиентам больший размер "плеча", нередко за счет активов других клиентов. С одной стороны, это повышает привлекательность обслуживания у компании, с другой стороны, о которой мало кто пока задумывается, - это серьезные риски. Достаточно резкого значительного движения цен акций, и у некоторых Интернет-брокеров может образоваться кассовый разрыв, что грозит серьезными потерями для клиентов. К сожалению, редкие клиенты разбираются в тонкостях брокерского обслуживания, чтобы самостоятельно оценить риски того или иного брокера, да и вообще задумываются о рисках при выборе брокера. Похоже, пока пара видных Интернет-брокеров не обанкротится, клиенты о рисках не задумаются.

Демпинговый уровень тарифов является одним из основных факторов риска, зачастую ставя компанию в условия "финансового голода". Стоит заметить, что большинство Интернет-брокеров не входят ни в какие финансово-промышленные группы и не имеют собственных значительных финансовых ресурсов. Таким образом, их устойчивость носит весьма шаткий характер.

Интересно, что желание некоторых профессиональных участников завоевать рынок столь велико, что уже появились тарифы с нижней планкой вознаграждения на уровне 0,01% от дневного объема торгов, что соответствует комиссии ММВБ. Кто бы мог подумать еще пару лет назад, что вознаграждение брокера сравняется с комиссионными биржи? Очевидно, такой уровень комиссионных однозначно можно расценивать как демпинг. На российском фондовом рынке не существует ни одного брокера, способного поддерживать положительную рентабельность при столь мизерном уровне комиссионного вознаграждения. Демпинг налицо.

Фондовый рынок нуждается в защите от недобросовестной конкуренции. Между тем юридические механизмы противодействия демпингу фактически отсутствуют.

ПРИЧИНЫ НАЧАЛА ДЕМПИНГА

На мой взгляд, существует несколько основных причин начала демпинга.

Во-первых, ОГРАНИЧЕННОСТЬ КЛИЕНТСКОЙ БАЗЫ. По самым приблизительным подсчетам, число российских инвесторов, использующих Интернет-трейдинг, не превышает 50 тыс. Интересно, что всего в России порядка 8 млн. пользователей Интернета, из которых около 4 млн.постоянных.

Согласно маркетинговым исследованиям среди пользователей Интернета 3% "имеют полный достаток и не ограничены в средствах", порядка 35% "могут покупать дорогие вещи, но не все, что хотят". Соответственно 3%, или 240 тыс. человек, - это потенциальные WР-клиенты, а 35%, или 2,8 млн., - потенциально небольшие клиенты. Таким образом, в совокупности в России около 3 млн. потенциальных пользователей Интернет-трейдинга.

В итоге получается, что на сегодняшний день услугами Интернет-трейдинга пользуются лишь 1,7% от числа потенциальных клиентов. Это говорит о невысокой востребованности данного продукта. Частично это можно объяснить недоверчивостью россиян, наученных горьким опытом общения с ценными бумагами типа "МММ" и напуганных многочисленными финансовыми кризисами. Немалую роль здесь играет отсутствие объективной информации у населения. Почти все знают о банковских депозитах, но лишь единицы - о ценных бумагах и уж тем более об Интернет-трейдинге.

Во-вторых, НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ РЕАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ. Высокие обороты в основном делаются за счет быстрой оборачиваемости активов и маржинального кредитования, нередко в несколько раз превышающего допустимые нормативы ФКЦБ России. Увы, реальное благосостояние населения растет не столь высокими темпами, как хотелось бы. Значительного прироста вложений россиян в ценные бумаги не наблюдается. Особенно хорошо это видно по неутешительной динамике вложений в ПИФы, информация по которым открыта и общедоступна.

Интересно, что в то же время только за первое полугодие этого года депозитные валютные вклады россиян увеличились на 25%. Можно предположить, что никак не больший прирост вложений мог быть и на рынке ценных бумаг. Обороты торгов на ММВБ за последний год заметно не выросли, что косвенно подтверждает отсутствие серьезного притока "свежих" денег на отечественный фондовый рынок.

В-третьих, ЗАВЫШЕННЫЕ ОЖИДАНИЯ. Значительная часть брокеров рассчитывала получать гораздо больший эффект от Интернет-трейдинга, тогда как реальность оказалась значительно хуже ожиданий. В итоге слишком много брокеров решилось выйти на этот рынок, оказавшийся весьма тесным для них. В то же время поток клиентов не принял массовый характер, а объем вложений существующих клиентов был далек от желаемых. Не оставалось ничего иного как начать снижать тарифы, переманивая друг у друга клиентов.

Завышенные ожидания были напрямую связаны с бумом Интернет-проектов, начавшимся во второй половине 1999 г. Слишком большие ожидания возлагались в то время на Интернет и Интернет-коммерцию, в частности. Далеко не все тогда сумели адекватно оценить риски и не поддаться эйфории. Между тем большинством возможности Интернет-коммерции были серьезно переоценены...

В ПОИСКАХ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПУТИ

Очевидно, перечисленные выше факты заставляют многих профессиональных участников рынка ценных бумаг переосмысливать свое отношение к Интернет-трейдингу. Назревают серьезные изменения в самом подходе к этому направлению. Существует несколько альтернатив для брокерских компаний в поиске путей выхода на рынок Интернет-трейдинга:

- Самостоятельное написание и внедрение программного комплекса Интернет-торгов. Некоторое время назад ряд брокерских компаний так и сделали. Часть из этих затратных проектов заглохла на этапе реализации, "похоронив" немалые средства. Часть успешно дожила до наших дней. С одной стороны, брокер, имеющий собственную систему, обладает высокой независимостью, с другой стороны, платой за это являются дополнительные издержки на поддержку собственной команды разработчиков.

- Приобретение готовой системы Интернет-торговли. Это наиболее традиционный путь. Здесь рынок программных продуктов, по большому счету, поделен между двумя профессиональными разработчиками программного обеспечения для финансовых рынков.

- Аутсорсинг услуг, а именно субброкерское обслуживание у специализированного оператора. С одной стороны, это создает видимость потери независимости, как "едино-начального" брокера. С другой стороны, отсутствие издержек делает бизнес рентабельным.

Выбор первых двух вариантов не был правильным для подавляющего большинства Интернет-брокеров. Низкая рентабельность, большие затраты оставляют мало надежд на нормальное развитие.

Последнее направление очень популярно за рубежом. Аутсорсинг брокерских и бэк-офисных услуг позволяет компании сосредоточиться на нескольких приоритетных направлениях, таких как улучшение работы сэйлзов, аналитики, кредитования, риск-менеджмента, не распыляя свои усилия на чисто технологические проблемы электронного этапа прохождения сделки. Аутсорсинг в брокерской сфере состоит в использовании услуг узкоспециализированных компаний - расчетных брокеров, а также компаний, осуществляющих удаленное ведение фронт- и бэк-офиса.

Мировой опыт показал, что брокеру с небольшими оборотами не имеет смысла пытаться самостоятельно выходить на рынок Интернет-торговли, тратя значительные средства на разработку или покупку "софта", "железа", соответствующих специалистов. Особенно это актуально при российском демпинговом уровне комиссионных. Разумнее осуществлять часть услуг через такого рода специализированные компании.

В России подобные услуги пока предлагает лишь дочерняя структура Интерфакса - торговая сеть "Дайрект", не ведущая дилерских операций и обслуживающая исключительно профессиональных участников. В данном случае Интерфакс пошел по пути ведущих мировых информационных агентств Reuters, Bloomberg, успешно предлагающих аутсорсинг услуг Интернет-трейдинга. В России популярность аутсорсинга постепенно растет, а амбиции уступают место здравому смыслу. В условиях жесткого демпинга аутсорсинг кажется единственным путем к положительной рентабельности.В целом отношение к Интернет-бизнесу по всем признакам в нашей стране пережило период неудержимого необдуманного оптимизма. Похоже, на рынке Интернет-торговли назревают серьезные изменения...

***

Средний оборот Интернет-торговли брокера из первой "десятки" на ММВБ составляет около 7,5 млрд. руб. в месяц. Даже если взять комиссию в размере 0,02% от этого оборота, то получится доход в 1,5 млн. руб., что даже близко не покрывает издержки.

***

По моему мнению, на данном этапе развития российского фондового рынка для брокеров гораздо более разумным было бы использование аутсорсинга.
16.12.2002Источник: Рынок ценных бумаг № 22, 2002
все публикации | подписка на рассылку

 

-=endpage=-



Размещение информации на сайте | Условия размещения рекламы


Copyright 2000-2010 iFin.ru, e-mail:
создание сайта: Aplex, Дизайн: Максим Черемхин
TopList Rambler's Top100