"Группа Ренессанс Страхование", которая первой на российском страховом рынке начала продажи через Интернет, объявила о новом предложении - теперь на сайте компании можно приобрести индивидуальный полис добровольного медицинского страхования (ДМС). Не проходя никакого медосмотра и не заполняя медицинских анкет. Некоторые страховщики считают такой шаг весьма рискованным и грозящим компании серьезными убытками. Всего "Группа Ренессанс Страхование" предлагает через Интернет восемь видов страхования. За шесть месяцев ее виртуальный офис реализовал более 200 полисов, объем собранной таким образом страховой премии не разглашается. Интернет-агентство "Ингосстраха" проработало семь недель - продан 21 полис страхования автогражданской ответственности и три полиса страхования медицинских расходов выезжающих за рубеж. Сбор премии по ним составил около $4000. В апреле о планах присоединиться к виртуальному клубу страховщиков объявили "РОСНО" и "Спасские ворота". По мнению специалистов, индивидуальные полисы ДМС вообще очень рискованны и поэтому обычно стоят намного дороже корпоративных. Ведь при страховании большого коллектива "лишние" расходы на медицинскую помощь часто болеющим компенсируется средствами, полученными за полисы здоровых. Индивидуальный же полис приобретают обычно только те, кто наверняка нуждается в лечении, например страдающие хроническими заболеваниями. Поэтому оплата расходов медучреждений нередко оказывается больше страховой премии. Однако специалисты "Ренессанс Страхования" утверждают, что предприняли меры для того, чтобы полис не стал инструментом лечения застарелых "болячек". По словам заместителя начальника управления медицинского страхования Александра Щербина, для электронных продаж были разработаны более жесткие условия договора, чем для клиентов, покупающих страховую защиту в офисе, - количество процедур ограничено. "Это именно классическая страховка на случай внезапного заболевания, - сказал Щербин. - Для заведомо больного человека такая программа неинтересна". "Большие убытки мы вряд ли потерпим", - добавляет он. В "РОСНО", застраховавшей по разным программам около 15000 "индивидуалов", также практикуется продажа полисов без предварительной диспансеризации. Но клиент должен подписаться под заявлением о том, что ему неизвестно о наличии у себя обширного перечня заболеваний: диабета, гепатита, язвенной болезни, системных заболеваний крови и т.д. Компания оплатит их лечение только в том случае, если в течение срока действия полиса они будут выявлены впервые. Если же станет ясно, что клиент скрыл какое-то из них, компания расторгнет договор, не возвращая денег клиенту, квалифицируя его поступок как страховое мошенничество. В прошлом году "РОСНО" продала индивидуальным клиентам полисов ДМС примерно на $800 000. "Ингосстрах", который стал вторым участником рынка электронной торговли страховками в России, пока вообще не практикует продажи индивидуальных полисов ДМС, не говоря о том, чтобы реализовывать их через Интернет. Хотя планы по созданию такого страхового продукта у компании есть, во "всемирную паутину" он не попадет. По словам заместителя руководителя управления системно-технического обеспечения "Ингосстраха" Сергея Олесюка, индивидуальные полисы будут доступны, особенно поначалу, только тем, кто ранее был застрахован в "Ингосстрахе" как сотрудник корпоративного клиента. В базе данных компании сохраняются сведения о расходах на лечение каждого из них, поэтому можно рассчитать риски. "Без страховой истории это невозможно", - сказал Олесюк. Интернет-программа "Ренессанс Страхования", включающая в себя полное амбулаторно-поликлиническое обслуживание, вызов врача на дом, стоматологию, выдачу бюллетеней и медицинских справок, выписку медикаментов, диагностические исследования, лечебные процедуры, медицинскую помощь на дому, предполагает только возрастные ограничения. Ею могут воспользоваться люди с 15 до 60 лет. Расценки на годовое обслуживание колеблются от $227 до $440 в зависимости от выбранного медучреждения. Компания предлагает шесть поликлиник, в частности, Минэкономики, МИДа, Финансовой академии при правительстве РФ. "Ингосстрах" не стремится к скорому расширению перечня своих страховых услуг, доступных через Интернет, ограничиваясь пока тремя продуктами - кроме упоминавшихся в его интернет-агентстве можно приобрести полис авто-каско ("угон-ущерб"). Правда, в этом случае перед выпиской страховки автомобиль все равно будет осмотрен агентом. По мнению специалистов компании, через Сеть можно продавать только абсолютно стандартные страховые продукты, тогда как многие виды страхования требуют индивидуального подхода к каждому контракту. Тем не менее, аналитики предсказывают значительный рост интернет-торговли страховых компаний в ближайшем будущем. По прогнозам аудиторской фирмы PricewaterhouseCoopers, которая недавно совместно с исследовательской группой журнала Economist завершила исследование мирового страхового рынка, в 2005 г. 16% доходов страховых компаний будет приходиться на электронную коммерцию. В настоящее время эта доля составляет 2% в мире и тысячные доли процента в России.