Финансовые услуги в Интернете, да еще и в России? Это не миф? Оказывается, нет. Рынок подобных услуг действительно существует, хотя продавцов и покупателей на нем пока не очень много. Да и знает о возможностях этого рынка весьма ограниченное число людей. 17 февраля в Финансовой академии при Правительстве РФ состоялся семинар "Перспективы развития рынка финансовых Интернет-услуг в России", на котором присутствовали представители 14 банков, 13 страховых, 8 брокерских компаний и Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). Этот семинар — первый из серии запланированных мероприятий, проводимых в рамках проекта "Развитие финансовых Интернет-услуг в России"* компании "Интернет Маркетинг". Целью данного проекта является подготовка потенциальных клиентов к восприятию финансовых Интернет-услуг, расширение этого рынка и повышение качества представленных на нем продуктов (см. статью "Вторая российская конференция "Электронная коммерция-99" в PC Week/RE, № 46/99, с. 45 ). Открывая семинар, генеральный директор "Интернет Маркетинг" Андрей Бурдинский заметил, что за 1999 г. активность отечественных и зарубежных компаний (разработчиков и поставщиков программных и аппаратных средств, а также фирм, формирующих информационную инфраструктуру) на российском рынке онлайновых финансовых услуг значительно выросла. Это стало следствием наметившегося в последнее время улучшения экономической ситуации в России. Более того, социологические исследования показывают, что постепенно восстанавливается средний класс, а значит, для развития рынка финансовых услуг появляется дополнительный стимул.
Услуги Интернет-банкинга сегодня и завтра
Развиваясь, коммерческие банки стремятся расширить ареал своего присутствия, но конкурировать со Сбербанком по числу филиалов сегодня не может ни один из них (организация филиала, по оценкам самих банков, сегодня обходится в пределах 0,5—1,5 млн. долл). Выход один: пытаться продавать услуги онлайновым способом. Однако, как отметил заместитель председателя правления Автобанка Юрий Коваль, Интернет-услуги для России пока больше экзотика, чем реальная практика, поскольку вступить в контакт с банком по телефону клиенту сегодня значительно дешевле, чем через Интернет. В то же время из опыта зарубежных банков известно, что для кредитных организаций ситуация прямо противоположна: себестоимость выполнения одной транзакции при обслуживании клиента "живьем" составляет 1—1,5 долл., при использовании оператора-телефониста — 50 центов, через "механическую телефонную барышню" — 10 центов, а через Интернет — всего 1 цент. В то же время, несмотря на это, даже в США, где банки по закону не имеют права осуществлять экспансию в другие штаты, а миграция населения из штата в штат идет постоянно, услугами Интернет-банкинга до сих пор пользуется не более 5% клиентов. Подобная ситуация наблюдается и в Англии и Германии. В России к тому же ассортимент услуг, предоставляемых клиентам через Интернет даже наиболее "продвинутыми" в этом смысле банками (а это Автобанк и ГУТА-Банк), пока совсем невелик и включает только просмотр счетов и минимальные операции по управлению ими (пополнение карточных счетов, конвертация валюты, оплата коммунальных услуг и услуг связи, безналичное перечисление средств при осуществлении крупных покупок и ряд других). Да и сами банки, предлагающие онлайновые услуги, сегодня можно пересчитать по пальцам. Для сравнения: в Англии и Германии услуги по Интернету предоставляют 60—65%, а в Финляндии и вовсе 95% банков. Перечень их услуг отличается от перечня услуг наших банков как небо и земля. Поэтому задачей номер один российских банков, работающих через Интернет, является расширение клиентской базы и ассортимента предоставляемых услуг. Например, по словам начальника процессингового центра системы "Телебанк" ГУТА-Банка (www.telebank.ru) Андрея Ванина, его банк намерен использовать богатый клиентский потенциал рынка платных услуг. В первую очередь к ним относятся услуги сотовой связи, спутникового телевидения и доступа в Интернет. Например, согласно опросам ГУТА-Банка, МГТС и МСС, среди владельцев сотовых телефонов, которых в Москве сейчас свыше 800 тыс. человек, к Интернет-обслуживанию благосклонно относятся около 20%. Кроме того, этот банк изучает возможность предоставления услуг Интернет-банкинга и мелким юридическим лицам, а также намеревается начать оказывать услуги эквайринга в области Интернет-коммерции с использованием пластиковых карточек (по-видимому, с лета этого года). Автобанк через свою Интернет-систему "Домашний банк" (www.avtobank.ru/homebank) уже в марте предполагает предоставить клиентам возможность работы на рынке ценных бумаг, а к апрелю собирается запустить услугу кредитования физических лиц, если получит на это разрешение в ЦБ РФ (чтобы воспользоваться ею, клиент, естественно, должен удовлетворять определенным условиям). Кроме того, Автобанк совместно с Ингосстрахом подыскивает банковско-страховые продукты, которые можно было бы продавать через Интернет. Обслуживание клиентов через Интернет осуществляет и ряд других банков, хотя чаще всего эти услуги ориентированы не на физических, а на юридических лиц (фактически, это — альтернатива системе "банк — клиент"). Использование Интернета выгодно банкам, так как позволяет им экономить на обслуживании клиентских рабочих мест (на них применяется стандартный Web-браузер с небольшими дополнениями), но неясно, насколько такой сервис актуален для клиентов, если учесть сегодняшний уровень безопасности в Сети. Чаще всего его открывают региональные банки. Представитель одного из них (банка "Северная казна" из Екатеринбурга, первым среди региональных банков разработавшего и внедрившего систему "Интернет-банк") рассказал, что за месяц эксплуатации системы почти 100 организаций и предприятий выразили желание стать ее клиентами, а все местные Интернет-магазины просят создать на ее базе региональную платежную систему. При этом массированной рекламной "раскрутки" системы не проводилось.
Страховые услуги в российском Интернете
Впервые страховые услуги в российском Интернете появились в декабре 1999 г., когда с ними на рынок вышла фирма "Ренессанс-Страхование". (На самом деле первой была компания Ингосстрах, но она не обеспечивала полного Интернет-цикла оформления заказа. — Прим. ред.) На сайте www.renins.com можно застраховаться (с онлайновой оплатой) от несчастных случаев, застраховать недвижимость, гражданскую ответственность, получить страховой полис для выезда за рубеж. В Москве, Санкт-Петербурге и Ростове доставка страхового полиса осуществляется агентом в течение суток (агент связывается с клиентом по телефону, уточняя место и время доставки), а в регионы — курьерской почтой в течение двух дней. Руководитель renins.com Марина Шмидт считает, что проект уже в скором времени станет рентабельным. Ее уверенность основывается на том, что число пользователей Интернета в России постоянно растет и, по разным оценкам, к 2004 г. достигнет 3,5—8 млн. человек, причем примерно 45% активных пользователей — это обеспеченные люди. Кроме того, за первые два месяца работы на сайте побывало свыше 45 тыс. человек (ежедневно — от 500 до 800 посетителей) и уже заключены десятки контрактов. При этом несколько клиентов обратились даже из-за рубежа. Г-жа Шмидт считает, что, как только расчеты с помощью пластиковых карт получат в России достаточно широкое распространение, клиентами страховых Интернет-компаний станет большое число людей. Она ссылается на данные Национального института социально-психологических исследований о том, что в стране уже эмитировано около 10 млн. карточек, из которых примерно треть приходится на международные системы VISA, Europay/MasterCard и American Express. И эта цифра постоянно растет. Renins.com принимает платежи через систему ASSIST банка "Платина" (второй канал — переводы через Сбербанк), а также анализирует возможность использования других платежных Интернет-систем (в основном зарубежных) с целью расширения своей клиентской базы. Ну, и, конечно, придает г-же Шмидт уверенность в перспективности страховых онлайн-услуг в России то, что, по прогнозам исследовательской группы Forrester Research, в 2001 г. объем продаж страховых услуг через Интернет в мире достигнет 1,2 млрд. долл., а в 2003 г. — 11 млрд. долл. По словам Сергея Рябцова, директора группы прямых инвестиций "Спутник" (основной инвестор фирмы "Ренессанс-Страхование"), его организация уделяет инвестициям в российские Интернет-проекты (в том числе связанные с финансами) все большее внимания. Наряду с renins.com она анонсировала создание в российской Сети некоего "финансового супермаркета", который будет предоставлять целый спектр финансовых услуг (в настоящее время в разработке находится проект предоставления услуг торговли ценными бумагами).
Брокерские услуги
Судя по обилию проектов, связанных с онлайновой торговлей ценными бумагами, компании, оказывающие финансовые услуги в Интернете, ожидают взрывного роста спроса на эти услуги уже в самое ближайшее время. Пионером брокерских услуг в России является фирма "ГУТА-Инвест" (http://trade.guta.ru). Как рассказал Олег Шевелев, начальник информационно-аналитического отдела департамента ГУТА-Банка по операциям на фондовом и денежном рынке, "ГУТА-Инвест" разработала и начиная с 1996 г. эксплуатирует систему ведения в онлайновом режиме операций на ММВБ и Московской фондовой бирже. При этом клиенты обеспечиваются всей необходимой информацией по ходу и итогам торгов, в том числе о котировках до второго порядка включительно, данными по реестру заключенных сделок, выставленным заявкам и состоянию их портфелей. Количество счетов клиентов не ограничивается, а сами они получают возможность выставлять и снимать заявки, а также отслеживать жизненный цикл исполнения каждой из них. Известность системе придали ее средства поддержки маржинальной торговли (кредитование клиентов деньгами и ценными бумагами во время торгов и обеспечение их финансовой схемой, позволяющей сохранять позицию на время торгов). При этом, по словам г-на Шевелева, в вопросах маржинального кредитования фирма пошла даже дальше, чем зарубежные брокеры. Она предложила более совершенную технологию набора маржинальной позиции, при которой в рамках одной транзакции можно совершить несколько операций (у зарубежных брокеров для этого требуется несколько транзакций). Несмотря на то что работу виртуального брокера сегодня затрудняет ряд нормативных ограничений, связанных с отсутствием юридически узаконенного понятия "Электронный документ", за последний год обороты через систему увеличились примерно в 50 раз. Сейчас ею пользуются около 80% клиентов, имеющих счета в ГУТА-Банке. На 70% — это профессиональные участники рынка (брокеры, управляющие счетами своих клиентов). Одновременно в системе работают до 150 клиентов; за 5 секунд она способна обработать до 30 заявок, а месячный оборот составляет почти 80 млн. долл. Благодаря этому, по словам г-на Шевелева, "ГУТА-Инвест" постоянно находится в первой десятке по оборотам среди брокеров, работающих на ММВБ и МФБ. Недавно с подобной услугой на рынок вышла также фирма "АЛОР Инвестмент", а в техническом центре Российской торговой системы активно ведется разработка универсального брокерского интерфейса. Кроме того, практически все ведущие брокеры (например, фирмы "Тройка-Диалог", АТОН и ряд других) уже неоднократно заявляли о своих планах по развитию брокерских Интернет-систем, так что достаточно скоро конкуренция на этом рынке возрастет. Все эти планы, по-видимому, отражают мировую тенденцию роста объема оборота ценных бумаг через Интернет. Например, по оценкам компании Trade — одного из ведущих операторов на рынке ценных бумаг США, в 1997 г. около 30% оборота ценных бумаг в США пришлось на Интернет, а к 2002 г. эта цифра должна достичь 85%.
Системная интеграция и финансовые Интернет-услуги
Из компаний — системных интеграторов на данном семинаре слово было предоставлено "АйТи" (www.it.ru), которая уже несколько лет работает с Автобанком над совместными проектами. Она внедрила систему Интернет-эквайринга (среди ее клиентов такие компании, как Интурист, "МТУ-Информ", "Демос" и издательский дом "Терра"), создала торговую систему "ЭлИТ", а наиболее перспективной ее разработкой является проект КОРТИС ("Комплексная организация расчетных Интернет-систем"), первая очередь его должна быть запущена уже в марте. Как рассказал начальник Управления информационных систем департамента сетевых технологий компании "АйТи" Павел Малевский, в данном проекте участвуют производители товаров и услуг, их продавцы и покупатели, транспортные операторы, отвечающие за доставку грузов, банки, осуществляющие клиринговые операции, страховая компания, страхующая риски по доставке товаров и риски, связанные с информационным взаимодействием, а также оператор услуг, обеспечивающий транспортную среду и несущий ответственность за надежность и достоверность поступающей информации. В рамках первой очереди системы КОРТИС будет отлажена связь между продавцами и покупателями с их идентификацией при помощи микропроцессорных карточек, связь с банковской АБС, развернуты серверы платежной системы и сертификатов (в системе реализуется некое SET-образное решение), общий каталог справочников и БД по товарам и услугам, торговая система и ее связь с бухгалтерской системой, а также комплексная система обеспечения безопасности на базе межсетевого экрана. Микропроцессорные карточки в системе будут использоваться в качестве электронных ключей, идентифицирующих участников информационного обмена через Интернет, средства хранения электронно-цифровой подписи и электронных кошельков. Второй этап развертывания системы подразумевает подключение к ней нескольких банков, страховой компании и транспортного оператора, что позволит создать законченное решение в области Интернет-торговли.