Rambler's Top100
  интернет финансы главная | карта | поиск | | реклама  
главнаяФондовый рынок России  Публикации  Интернет Финансы Ледокол интернет-трейдинга (интервью с Иваном Закаряном) За последние годы в России появился тонкий слой финансовых советников, консультантов, профессиональных аналитиков и трейдеров. Особую нишу занимают авторы книг о рынке. Как правило, это практики, на собственном опыте изучившие все реалии рыночных механизмов.

XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
Новости
Публикации
События
Ресурсы
Глоссарий
Партнеры
О проекте
Форум

Решения:

Интернет-банкинг


Интернет-трейдинг


Интернет-страхование


Интернет-расчеты


Безопасность

Aplex.ru Разработка веб-сайтов

Intersoft Lab (17.06.11)

XXIV Международный Форум iFin-2024 "Электронные финансовые услуги и технологии"

X Международный Форум ВБА-2023 «Вся банковская автоматизация»

XIII Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2023»

Рекомендуем:

Итоги XVI Международного Форума iFin-2016, 9-10 февраля 2016


Спецпредложение:

Автострахование, страхование автомобиля, страхование жизни, медицинское страхование - cкидка 5% для посетителей iFin.ru подробнеe >>

Астраброкер 


-=startpage=-
П У Б Л И К А Ц И И


Ледокол интернет-трейдинга (интервью с Иваном Закаряном)
Интервью подготовил Владимир Лукашевич

За последние годы в России появился тонкий слой финансовых советников, консультантов, профессиональных аналитиков и трейдеров. Особую нишу занимают авторы книг о рынке. Как правило, это практики, на собственном опыте изучившие все реалии рыночных механизмов.
Иван Закарян закончил Военную Инженерно-космическую академию им. Можайского по специальности "Космическая радиотехническая разведка", служил на кораблях Тихоокеанского флота, затем учился в Школе бизнеса Кингстонского Университета в Великобритании и Финансовой академии при Правительстве РФ, имеет аттестат аудитора. С 1997 года работает на финансовых рынках как независимый трейдер и трастовый управляющий. Руководит консалтинговой группой "Интернет-трейдинг".
Иван Закарян - один из немногих, кто, торгуя профессионально, консультирует, пишет книги и проводит семинары. Последняя книга И. Закаряна "Практический Интернет-трейдинг" - настоящий путеводитель в мире торговли акциями. Это книга-лоция рынка. До этого были его книги "Что такое Internet, WWW и HTML" (1996), "Интернет как, инструмент для финансовых инвестиций" (1998), "Справочник по Wеb-брокерам США" (1999)...
Не все его методы универсальны, некоторые спорны и подходят не каждому, но Иван и не претендует на универсальность. Он пишет о том, как и что он делает, чтобы добиться успеха. Он, пожалуй, единственный, кто в открытом режиме реального времени на сайте www.internettrading.ru публиковал результаты своей торговли акциями. И когда понес убытки на акциях компании Neon, не стал это скрывать. Кое-кто, прикрываясь анонимностью, злорадствовал на форуме - дескать, допрыгался, доигрался... Хотя спекуляция без потерь, как известно, не бывает.
Когда в "ВС" о том громком проигрыше появилась статья Закаряна с трезвым и логичным анализом своих собственных действий, точки над i были расставлены. Мне, во всяком случае, стало ясно - это, несомненно, трейдерская и человеческая зрелость. Не знаю, насколько Иван будет успешен в своих будущих сделках. Но как трейдер - он безусловно состоялся.
Когда мы встретились на читательской конференции, где он выступал с докладом, я предложил ему сделать это интервью. Договорились, что поводом будет анонс его следующей книги, которая в тот момент еще находилась в стадии доработки. И вот в начале февраля "Словарь-справочник Интернет-инвестора" усилиями коллектива редакции "ВС" подготовлен к сдаче в печать. И я отправился на Чистые Пруды в "Чаплыгина Хаус" на встречу с Закаряном.

Владимир Лукашевич: Иван, можно ли тебя назвать профессиональным трейдером?
Иван Закарян: Не можно, а я и живу за счет этого. Это мой основной способ зарабатывать себе на жизнь. Все в моей жизни вращается вокруг спекуляции, еще точнее, краткосрочного трейдинга. Вообще я считаю себя спекулянтом. Пускай мелким, но спекулянтом. В моем понимании, трейлер -это работник брокера, а спекулянт - это тот, кто работает на свои деньги или на нескольких инвесторов, которые стоят за ним.

В. Л.: А сколько ты еще... будешь продолжать? Или, точнее, будешь способен продолжать?
И. 3.: Не знаю. По прошествии четырех лет могу сказать, что пока мне еще не надоела такая жизнь. Мне нравится этот выбор, и пока я еще не выполнил свою задачу. Вопрос не закрыт, потому что мною еще не исчерпан потенциал, заложенный в спекуляциях. Когда осознаешь эти возможности, понимаешь, что, несмотря на риски, - они огромны, необходимо идти к цели и добиваться ее, тем более, что пока не доказано обратное. А обратное априори, несмотря на армии неудачников, доказано быть не может.
Во-первых, потому что успех или неуспех - это глубоко индивидуальный процесс, а во-вторых, потому что есть такие трейдеры, как Ларри Вильямс... Не знаю, правда это или нет, но утверждают, что он за год сделал из 10, 000 долларов миллион. Это тот результат, о котором я говорю. Да, он может теперь уйти в консультанты или вообще из этого бизнеса.
С другой стороны... Мы с тобой оба понимаем, что рынок психологичен, и внутренняя психология, личный подход очень важен. Не знаю, смогу ли я уйти, если сделаю этот миллион... Потому как написано вот в этой замечательной книжке... Я постоянно перечитываю Адама Смита "Биржа -Игра на деньги". Помнишь там такой момент? Вы старались, вы работали, чтобы повесить себе на грудь бирку - "У меня есть миллион!". И вдруг, расхаживая с этой биркой, начинаете замечать, что вокруг полно людей, у которых написано: "У меня есть 2 миллиона!" - ну и так далее по прогрессии.

В. Л.: Вот потому-то там сказано, что, начинаясь роддомом, Уолл-Стрит закачивается кладбищем...
И. 3.;...Плюс к этому, в жизни мужчины всегда должна быть цель. И всегда должна быть у любого человека мечта. Если они совпадают - а это мой случай, - очень хорошо. Дон Хуан, герой книг Кастанеды, говорил: "Все пути ведут в никуда, но один путь имеет сердце, а другой нет". Для меня этот путь имеет сердце, остальное неважно.
Я против утверждений, что вот 10% - это максимум, чего можно достичь на рынке за месяц, или 60% - это максимум, чего можно добиться за год. Считаю, что нет. Можно достичь других порядков и других величин, и нужно пытаться это сделать. Можно достичь бесконечности. Не нужно только давать другим ограничивать твою мечту. А если слушать пессимистов, то никогда ничего не получится. Представляешь, прыгает Бубка на шесть метров, а рядом стоит тренер и говорит: нет, знаешь, на шесть пятьдесят ты никогда не прыгнешь, шесть метров - это отличный результат... Желать и пытаться никто запретить не может.
Пока мне это интересно - спекулировать на рынке ценных бумаг. Конечно, когда я сделаю миллион, тогда с ужасом стану думать: а что же я буду делать дальше?

В. Л.: А как ты стал трейдером?
И. 3.: В 1997 году покупка и продажа американских ценных бумаг в России была экзотикой. После всех МММ и прочих пирамид отправить 2000 долларов к черту на рога казалось сверхрисковым мероприятием. Но поскольку я уже давно, с 1992 года, пользовался Интернетом и понимал, что это направление необычайно перспективно, появился огромный соблазн попробовать.
Технология тогда была совершенно примитивной. Bigcharts.com показывала графики не в реальном времени, а дневной график - с задержкой 10 минут. Набираешь тикер вручную, нажимая на кнопку по модемной связи, получаешь котировку через одну минуту. Увидел ее - хорошая котировка, - нажимая кнопку buy или sell, продаешь или покупаешь.
Представляешь, ордер не исполнился либо исполнился не по той цене, по которой я хотел. Приходилось "ловить черную кошку в темной комнате" - почти безнадежное дело. А я как-то, несмотря на эти условия, заработал 1000 долларов, и это было большим подвигом. Конечно, хорошие информационные поставщики Блумберг, Тенфор существовали и тогда, но подписка на них и сейчас не из дешевых, а Интернет-вендоры информации только появлялись. Забавно отметить, что с развитием сервиса делать деньги на финансовом рынке не становится легче.

В. Л.: В российском Интернет-трейдинге ты пионер-первопроходец. Человек-ледокол, вернее, капитан ледокола. Это я на твою фотографию в книжке намекаю.
И. 3.: Скорее, один из пионеров. Но, как говорил Пушкин, "нас мало избранных счастливцев праздных, единого прекрасного жрецов...". Эта работа не для всех. Все приходилось узнавать на собственном опыте, а я считал, что был уже неким образом подготовлен, так как до этого "поднял" немного денег на российском рынке. Американский рынок оказался не совсем таким, как российский, где тогда все дружно "впаривали" иностранцам все, что только можно. А когда иностранцы кончились, оно все, естественно, благополучно завалилось, и кто не успел соскочить, остался надолго в инвестициях. Некоторые до сих пор в них сидят.

В. Л.: Самонадеянность была после первых прибыльных сделок?
И. 3.: Безусловно. Все, как у всех. И 500 долларов, и 2000 долларов потом проиграны были. "Опыт, сын ошибок трудных...". Российского аттестата Минфина для работы на лучшем в мире рынке ценных бумаг не хватило. Оказалось, что я ничего не знал. Но это не испугало, потому что стали ясны основные принципы торговли. Я понял, что механизм вполне реальный, и он работает. Появился, в том числе, и азарт, желание преуспеть на новом поприще. Я сказал себе, что попробую, - ну, не получится, так хотя бы книжку об этом напишу и защищу диссертацию. То есть, кроме попытки заработать на западном рынке, был еще и эксперимент, и все, что связано с эффектом первопроходца. На собственной шкуре познать и описать. Благо, что удалось к этому времени поучиться в Англии. Где, кстати, был профессор, который в 95-м году в полный рост воевал на Форексе...
Для чего все это, зачем? Я понял главное в отношении самого себя. Спекуляция - это, в том числе, и умение принимать на себя риск. Именно это мне и нравится в торговле акциями. Не будь этого, все превратилось бы в обычную бухгалтерию, дебет-кредит, нарукавники и все такое. Именно негарантированный результат и, как следствие, высокие гонорары за рискованность работы привлекают на финансовые рынки все большее количество людей. А счетоводом я быть не хочу.

В. Л.: Для чего ты пишешь книги?
И. 3.: Структурирование времени - в первую очередь. Во-вторых, ты делаешь конкретный продукт, делишься своим опытом, работаешь на свой имидж. Это часть моего пути - так же, как и сайт internettrading. ru, так же, как статьи, семинары и консультации в режиме реального времени. Книга, пока она готовится и пишется, позволяет мне переключаться с одной деятельности на другую, осознавать свой опыт. И, что немаловажно, с 11-00 до момента, когда открывается рынок в 16-00, я занят активной творческой деятельностью. Это я и называю структурированием времени.
Есть такое высказывание, все более актуальное с возрастом: "Как много есть на свете вещей, мне, неинтересных". Я умею многое, но мне многое уже совершенно неинтересно, в силу возраста, жизненного опыта, но добиваться своих целей, двигаясь к ним иногда с самых неожиданных сторон, - это увлекает. Любой, кто понюхал пороху, поторговал, был трейдером, спекулировал, терял и выигрывал, - тот меня хорошо поймет.

В. Л.: Насколько, на твой взгляд, сейчас изменился рынок, и куда он эволюционирует?
И. 3.: Изменился и очень сильно... Сейчас, извини, я посмотрю, у меня тут позиции открыты... Работать на коррекции стало значительно сложнее. Если раньше откат до линии 62% был заурядным и обычным явлением, это был первый уровень, самый такой осторожный, а потом цена вполне могла отскочить до 50%, и даже 38% вполне были достижимы. А сейчас самый осторожный - вот здесь, менее осторожный - чуть выше, а самый оптимистичный это - 70%. Хотя объемы рынка, мне кажется, не сильно изменились.

В. Л.: Ты в связи с этим изменил свои подходы к торговле?
И. 3.: Да. Я стал более острожным, аккуратнее стал работать и воспринимаю то, что сейчас происходит, как некую данность, которую ты обязан учитывать, если ты дисциплинированный трейдер. Поскольку на рынке сейчас доминируют копеечные движения, очень трудно стало поймать такой момент, когда бумага именно пошла, понеслась наверх. Движения стали очень короткие. Размылись те линии, которые существовали внутри целочисленных значений, кратных одному доллару, двум, трем и т.д., - между ними уже начинается какая-то возня.
А в краткосрочных спекуляциях я должен быстро побежать за трендом, но за счет того, что они начинают вот так вот по одному центу долбить, - поставишь стопик, а он бьется, бьется, бьется где-то рядом... Мне психологически легче работать на контртрендовых вещах, потому что я знаю, что будет разворот тренда, знаю, что он произойдет, и мне стоп не надо ставить - я буду лучше держать его в голове. Поддержки и сопротивления это самые объективные вещи из всех, что существуют на рынке, они как были, так и остались, но сильно размылись.

В. Л.: А какой вид анализа ты предпочитаешь - фундамент, технический, интуиция, - что сейчас для тебя актуальнее?
И. 3.: Визуальный анализ графиков. Поскольку ряд навыков уже в подсознании, я могу визуально определить, где уровни Фибо и другие графические фигуры, и поэтому мне уже не нужно тратить много времени на предварительное изучение... Плюс фильтры. Если я наберу случайный тикер, у меня вероятность того, что акция пойдет вверх или вниз, равна 50%. То есть, это будет просто игра в орлянку. Я не хочу ждать. Этот вариант для долгосрочных инвесторов. Краткосрочному спекулянту, дэйтрейдеру, нужно знать, почему произошло такое падение вот этой конкретной бумаги? И быстро воспользоваться ситуацией паники или оптимизма. Не получилось - значит попал. Это твой риск.

В. Л.: Расскажи о своих успехах и неудачах...
И. 3.: Успех и неудача иногда находятся в миллиметре друг от друга, или в доле секунды. Или, в терминах психологии, - в одной неправильной эмоциональной реакции или технической ошибке. Рынок все время проверяет твою способность устоять или выкрутиться, скорость твоей реакции. Соответственно, очень важно наработать некоторый плюс, зафиксировать некоторый успех. Когда ты наработал плюс, поведение меняется. Твои действия становятся иными, потому что ты защищен прибылью. И это не просто верно, это - одно из основных условий для успеха. По моему опыту, самое сложное на рынке - отбиваться. Потому что справляться в этих условиях со своими внутренними врагами очень и очень трудно. А враг единственный на рынке - это мы сами. Враг внутри нас.
Смотри, что получается. На небольшом откатном движении фиксируешь прибыль. Но как только ты закрываешь сделку, цена ракетой идет в твоем направлении. Ты получил прибыль, но она могла бы быть в 10 раз больше. И ты должен каждый раз рассчитывать именно на маленькую прибыль, а не на 10-кратную. Двадцать, тридцать раз ты будешь дисциплинирован и будешь видеть упущенную 10-кратную прибыль. Скажи, как можно устоять против этого?
В этом самая большая сложность работы. Как можно устоять против нервных перегрузок? Как будто кто-то за тобой наблюдает и специально действует именно против тебя. Ты начинаешь думать: ну почему я? Почему со мной? Легче всего это объяснить иррационально, но есть такой постулат: "Рынок знает все". Он знает и учитывает, что некий Закарян, Пупкин, Иванов, Сидоров, Петров купил в этот момент. Он просчитает всех Закарянов, всех Ивановых, всех Пупкиных, вместе взятых, и определит: ну, теперь можно идти вверх, пока эти закрылись, тех можно еще подержать, пусть они чуть-чуть подзаработают. Он действует, как все учитывающая гигантская машина. И поэтому, что бы я ни сделал, я все равно буду не прав.
Поэтому я беру свою маленькую прибыль и иду дальше. А иначе нельзя. Иначе получается два варианта: либо сейчас тебе дадут рубль, а в другой раз влетишь, либо ты тут же и влетишь. Твоя дисциплина должна быть железной.
Такое раскачивание происходит постоянно. И это - самый большой психологический дестабилизирующий фактор для всех. Поработав некоторое время, понимаешь, что нет никакой панацеи. Законы Мэрфи - мы над ними смеемся, а по сути, они проявляются и на финансовых рынках. Приходится и влетать. Без этого невозможно.
На форуме в Интернете кто-то заявил, что рынок есть просто еще не познанное явление, и к какому-то моменту мы его окончательно изучим. Эта позиция исходит из того, что человек - царь природы и так далее. Я думаю, что никогда мы это до конца сделать не сможем. Стефен Хоукинг, а он считается самым выдающимся умом современной физики со времен Ньютона и Эйнштейна, писал в своей книге "Краткая история времени": "Для нас вызывает сложности расчет траектории при учете взаимовлияния двух тел, а при усложнении задачи до трех тел мы уже не можем задачу просчитать". Почему? Каждое отдельное действие влияет на состояние системы. Далее мы понимаем, что никто не может окончательно выиграть на рынке. Никто не сможет заработать все деньги.

В. Л.: То есть получается, рыночная система отфильтровывает нас по большому количеству признаков. Скажи, а как в этом случае быть с механическими торговыми системами?
И. 3.: Люди, торгующие по МТС, - они уже сформировали некую парадигму. Следование МТС, на мой взгляд, помогает убрать эмоциональную составляющую трейдинга, что, безусловно, благотворно. Очень часто прогнозная система изумительно работает на исторических данных, но когда начинаешь применять ее для прогнозирования будущих событий, - расхождение увеличивается, результаты оказываются зачастую не столь хороши, как ожидалось.
В книге "Практический Интернет - трейдинг" я изложил свою парадигму... Когда на рынке происходит сильное движение - легче ориентироваться. По аналогии с морем: чтобы увидеть силу и размер волны, ее протяженность, надо над ней подняться, выйти в другое измерение - из плоского в объемное.
Мы знаем законы волнового колебания. Вот рядом в воду падает камень, который вызывает первую волну. Она поглощает все остальные волны, и после этой суперволны, в первые несколько минут, часов, дней, обязательно должна быть обратная реакция, откат или коррекция, которые можно и нужно использовать. Если основное и зачастую неожиданное движение ты не в состоянии предсказать, то возврат цены после него прогнозируется достаточно точно. Здесь должна быть дисциплина исполнения, здесь ты должен сделать все возможное и точно уйти. Игра сыграна - закрыться и поставить точку. Сможешь ты это сделать?

В. Л.: Не уверен...
И. 3.: Я, наверное, тоже. Не всегда могу уйти определенно и точно. Потому что иногда запаздываю. И я буду ждать. Потому что, как только я ухожу, цена опять может, к примеру, взлететь. Отсюда - дилемма. Все время напряжение, внутренняя паника, стресс. И никакой панацеи нет. Но при этом ты должен четко понимать, что ты делаешь, когда, как и почему.
15.04.2002Источник: Валютный спекулянт № 3, 2002
все публикации | подписка на рассылку

 

-=endpage=-



Размещение информации на сайте | Условия размещения рекламы


Copyright 2000-2010 iFin.ru, e-mail:
создание сайта: Aplex, Дизайн: Максим Черемхин
TopList Rambler's Top100