Интернет завтра: богатым можешь ты не быть, но финансистом быть обязан!
Иметь собственный корпоративный сайт в интернет, до недавнего времени, было признаком хорошего тона. В лучшем случае, представительство в Сети использовалось в рекламных целях, рассказывая об истории учреждения и его услугах. Многие руководители справедливо сомневались в реальной эффективности подобных виртуальных киосков и не спешили выделять средства на модное увлечение. Новый виток развития технологий изменил ситуацию в корне: сайт во Всемирной сети сегодня позволяет не только привлекать потенциальных клиентов, но и предоставлять им весь спектр услуг, существенно сокращая издержки и получая дополнительную прибыль. Судя по общемировым (общесетевым) тенденциям, доля услуг, предоставляемых через интернет, постоянно растет, что говорит о постепенной миграции традиционного бизнеса в онлайновую сферу. И если в торговле этот процесс просматривается пока не столь четко и оспаривается некоторыми экспертами, то в области банковского и страхового бизнеса все представляется весьма очевидным. Суммарные годовые доходы компаний только на рынке интернет-трейдинга оцениваются сегодня в 20 млрд. долларов. Небольшие фирмы, не ведущие бизнеса в традиционной форме и представленные исключительно в интернет, вырываются в лидеры, оставляя позади неповоротливых гигантов. Все эти процессы говорят о том, что уже завтра финансовые услуги, предоставляемые по каналам интернет, будут доступны не только в суетливых офисах банков и инвестиционных компаний, но и в квартирах обычных пользователей Сети. Хотя участникам рынка приходится бороться с неповоротливостью государства и отсталостью российской нормативной базы, некоторые новые возможности появились уже сегодня. Первостепенным элементом полноценной системы финансовых услуг является интернет-банкинг. И-банкинг, или управление банковскими счетами через интернет, позволяет обеспечить проведение расчетов и контроль над ними со стороны всех участников финансовых отношений. Кроме очевидных преимуществ для корпоративных пользователей (многие из которых уже сегодня готовы перейти от систем "банк-клиент" к управлению средствами через интернет), система должна прийтись по душе и частным пользователям. Так, открыв единый счет в банке, установившем у себя систему и-банкинга, Вы получаете возможность, не вставая из-за компьютера, вести расчеты с провайдером, поставщиками услуг сотовой и пейджинговой связи, осуществлять платежи за коммунальные услуги, совершать покупки в онлайновых магазинах и многое другое. Сегодня в России насчитывается 9 банков, позволяющих управлять личными счетами через интернет. По оценкам Гута-банка, к 2005 году в нашей стране высокотехнологичные услуги будут предоставлять 50% банков, и пользоваться ими будут около 5% населения (8-10 млн. человек). Благодаря новым технологиям стала возможна либерализация доступа к финансовым и фондовым рынкам. Интернет-трейдинг, или приобретение и продажа ценных бумаг и валюты через интернет, позволяет всем желающим участвовать в торгах на биржевых площадках, на равных правах с инвестиционными компаниями и банками. Высокая доходность спекулятивных операций на валютных и фондовых рынках привлекает огромное количество людей по всему миру и делает и-трейдинг одной из самых быстроразвивающихся финансовых интернет-услуг. Так, по данным консультационной компании Gomez Advisors, в 4-м квартале 1999 года у американских онлайн-брокеров было открыто 1,8 млн. новых счетов и зафиксирован беспрецедентный рост числа сделок - на 55%. За первое полугодие рост составил еще 80%, а совокупный объем инвестированных средств достиг 950 млрд. долларов. По оценкам аналитиков компании, к 2001 году в мире будет открыто 18 млн. инвестиционных счетов. Несмотря на слабо развитую культуру инвестирования в России, число "ловцов удачи" на фондовом поле также неуклонно растет. По оценкам Гута-банка, в России сегодня насчитывается от 5 до 20 тысяч потенциальных пользователей услуги и-трейдинга. Наиболее консервативными во внедрении новых технологий в России остаются страховые компании. Услуги интернет-страхования (расчет величины страховой премии, заказ и оплата страхового полиса через интернет), в России оказывают только лидеры рынка - "Группа Ренессанс Страхование" и "Ингосстрах". Во многом это объясняется спецификой страхования, которая предполагает повышенный риск мошенничества при использовании интернета в качестве канала продаж страховых продуктов. Мошенничество, как известно, сопутствует всем направлениям интернет-коммерции и очевидно, что боязнь потерь рано или поздно будет преодолена российскими страховщиками. Так, по прогнозам американской исследовательской группы Forrester Research, интернет-продажи страховых услуг будут стремительно развиваться и к 2001 году достигнут 1,2 млрд. долларов. Специфика управления капиталами позволяет развиваться финансовым услугам только в тесном взаимодействии: и-трейдинг или онлайн-страхование неполноценны без развитой системы интерактивного банковского обслуживания. Поэтому, если Вас заинтересовала одна из упомянутых финансовых интернет-услуг, то вам неизбежно придется использовать и все остальные. Как выбрать удобную и надежную банковскую систему, гарантирующую безопасность ваших транзакций, при совершении покупок в онлайновых магазинах? Как сэкономить на комиссии при торговле ценными бумагами в интернет и можно ли застраховаться от рисков при игре на финансовых рынках? На эти и другие вопросы Вам скоро понадобятся ответы. Таким образом, лозунг, приведенный в заголовке статьи, в ближайшем будущем будет чрезвычайно актуален для наиболее активных обитателей Сети.