Rambler's Top100
  интернет финансы главная | карта | поиск | | реклама  
главнаяИнтернет-расчеты  Публикации  Интернет Финансы Интернет-торговля в России: "Большой взрыв" откладывается? В 2009 году, несмотря на кризис, оборот интернет-торговли в России вырос на 20% - при том что оборот "оффлайн" торговли упал на 5,5%. Российский рынок электронной коммерции находится в начальной стадии развития, и эта отрасль будет расти очень бурно.

V Международный Форум «ВБА-2018»
V Международный Форум «ВБА-2018»
Новости
Публикации
События
Ресурсы
Глоссарий
Партнеры
О проекте
Форум

Решения:

Интернет-банкинг


Интернет-трейдинг


Интернет-страхование


Интернет-расчеты


Безопасность

Aplex.ru Разработка веб-сайтов

Intersoft Lab (17.06.11)

XVIII Международный Форум iFin-2018 "Электронные финансовые услуги и технологии"

VIII Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2018»

Рекомендуем:

Итоги XVI Международного Форума iFin-2016, 9-10 февраля 2016


Спецпредложение:

Автострахование, страхование автомобиля, страхование жизни, медицинское страхование - cкидка 5% для посетителей iFin.ru подробнеe >>

Астраброкер 


-=startpage=-
П У Б Л И К А Ц И И


Интернет-торговля в России: "Большой взрыв" откладывается?
В 2009 году, несмотря на кризис, оборот интернет-торговли в России вырос на 20% - при том что оборот "оффлайн" торговли упал на 5,5%. Российский рынок электронной коммерции находится в начальной стадии развития, и эта отрасль будет расти очень бурно, считает Игорь Карпачев, генеральный директор Молоток.Ру. Например, в США доля рынка электронной коммерции составляет около 15% от общей розницы. "В России, думаю, меньше 1%, и рынок готов развиваться", - говорит он. По словам исполнительного директора агентства Оборот.Ру Ивана Кургузова, объем рынка e-commerce в минувшем году составил 150 миллиардов рублей.

Тем не менее, кризис не мог не повлиять на продажи в интернете: рост оборота торговли замедлился по сравнению с 30% в 2008 году и 40% годом ранее. Делать прогнозы на 2010 год сейчас сложно, отмечает Иван Кургузов. "Рост рынка может превысить показатель 2009 года, по крайней мере, будет не меньше", - прогнозирует он.

"В переводе с интернет-языка на обычный, 20% значит "ничего", - считает ведущий инвестиционный аналитик ИК "ФИНАМ" Леонид Делицын. Типичный масштаб для интернета - рост в разы, отмечает он. Так что рост на 20% сложно назвать бурным - такой показатель свидетельствует, скорее, о стабильном периоде развития.

Скромный приход eBay

По мнению Игоря Карпачева, о перспективности российского рынка электронной торговли говорит интерес к нему иностранных инвесторов. Так, крупнейший интернет-магазин eBay объявил о начале официальной работы в России. Российские пользователи смогут делать покупки на русскоязычном сайте, однако ограничения платежной системы eBay - PayPal - для них сохранятся. Так, нельзя будет обналичивать деньги, полученные через PayPal, и переводить их на счета других пользователей. Ограничение функционала платежной системы станет главным препятствием для развития eBay на российском рынке. "Есть предположение, что PayPal будет открывать отделение в России", - говорит Иван Кургузов. По его мнению, успеха в России eBay сможет достичь, только наняв "местных" менеджеров, знакомых с ситуацией на рынке.

В целом отношение у экспертов к приходу на российский рынок крупного международного игрока оказалось скептическим. "У eBay, конечно, есть шансы стать торговой площадкой номер один в России, но это будет не скоро, а может вообще не произойти", - считает Иван Кургузов. Всех удобств платежной системы РayРal россияне не получат - это значит, что сильных изменений на рынке не произойдет, отмечает Леонид Делицын. По его словам, торговлю через eBay для россиян затрудняет также существование посредников: PayPal не выдает деньги продавцам из России, и некоторые компании делают на этом бизнес. Причем размер взимаемой ими комиссии может составлять до 30-40%. "Судя по всему, eBay пока будет просто изучать наш рынок", - считает аналитик.

В процессе "изучения", в частности, выяснилось, что торговлю на eBay затрудняет работа Почты России, которая с января увеличила срок доставки товаров до двух месяцев. В итоге некоторые продавцы отказываются продавать свои товары российским покупателям, поскольку, по правилам интернет-магазина, срок доставки товара не должен превышать 30 дней с момента оплаты.

Оффлайн превращается в онлайн

Решить некоторые проблемы, связанные с электронной торговлей, могут "традиционные" ритейлеры, которые также проявляют интерес к этому сектору. В 2009 году X5 Retail Group приобрела крупные магазины холдинга eHouse - Bolero.ru и 003.ru - за $1 млн и объявила о "начале реализации проекта по созданию ведущего бренда на российском рынке интернет-торговли". Посещаемость сайтов, по данным Google Analytics, составляет в общей сложности около 70 тысяч человек в день. По итогам сентября 2009 года через Bolero.ru и 003.ru в среднем совершалось 590 покупок в день при среднем чеке 3 385 рублей. "В России пока нет по-настоящему сильного игрока на рынке электронной коммерции, и мы видим для себя уникальную возможность в области создания ведущего бренда онлайн-торговли", - прокомментировал сделку главный исполнительный директор X5 Лев Хасис. По его мнению, X5 может решить большинство проблем, препятствующих развитию интернет-ритейла в России, включая неразвитость платежных систем и недоверие покупателей к платежам через интернет, низкий уровень развития курьерских и почтовых служб и логистики в целом. Так, в дополнение к онлайн-оплате, компания планирует предоставлять покупателям возможность оплаты товара в любом из ее магазинов, а альтернативой доставке на дом может стать разветвленная сеть точек выдачи покупок. "В целом, мы видим существенные синергии между оффлайн и онлайн-торговлей, включая закупку, логистику и рекламу", - отмечает Хасис.

По мнению Леонида Делицына, тот факт, что крупные сети начинают рассматривать интернет в качестве канала продаж усиливает давление на существующих игроков. Таким образом, в 2010 году конкуренция в сфере электронной розницы усилится, что обусловлено активизацией "традиционных" торговых компаний.

С другой стороны, Bolero.ru и 003.ru были куплены всего за $1 млн, то есть сумма сделки составила незначительную часть оборота этих магазинов. "Это значит, что они находились в плачевном состоянии по финансовым показателям. Можно предположить, что положение некоторых других интернет-магазинов в 2009 году было не лучше", - считает аналитик.

"Молоток" меняет стратегию

Тем не менее, рост даже в кризисный период свидетельствует о позитивной тенденции в отрасли e-commerce, уверен вице-президент Mail.Ru Олег Ильичев. По его словам, в рунете из года в год увеличивается количество магазинов и покупателей, растет спрос. "Развиваются платежные системы, кроме того, у людей появилось понимание, что расплачиваться в интернете можно карточками - поэтому появление у Mail.Ru собственной платежной системы Деньги@Mail.Ru вполне логично", - говорит Олег Ильичев. Причем компания надеется, что доходы от нового сервиса составят "существенную долю в структуре общих доходов бизнеса".

О создании внутренней платежной системы задумывается и руководство торговой площадки Молоток.Ру, который является не магазином, а, скорее, "коммуникационным механизмом", поскольку сделки между продавцом и покупателем заключаются "на стороне". Кроме того, Молоток.Ру намерен активизировать сотрудничество с профессиональными продавцами. "Мы не отталкиваем частных продавцов, но в то же время хотим предоставлять клиентам качественные сервисы, а это предполагает работу с юрлицами", - поясняет Игорь Карпачев. Переориентация на "профессиональную" аудиторию предполагает, в частности, отход от торговли сэконд-хэндом, с которой когда-то начинался "Молоток". "Люди заинтересованы в том, чтобы покупать новые товары. Однако в России вторичный рынок еще "выстрелит", поскольку процесс накопления вещей не имеет значительную историю, а в Советском Союзе накапливать было нечего", - говорит Карпачев.

Будущее за услугами

По данным компании "Яндекс", проанализировавшей электронные платежи через систему Яндекс.Деньги в период с лета 2007 года по лето 2009 года, самыми популярными товарами, приобретаемыми через интернет, являются программное обеспечение, книги и музыка. Реже в онлайн-магазинах покупают технику, цветы, одежду и парфюмерию. При этом в интернете продают больше услуг, чем товаров, констатирует "Яндекс". По числу платежей лидирует сотовая связь — за неё платит каждый второй пользователь Яндекс.Денег. Среди прочих услуг, оплачиваемых в интернете, - IP-телефония, цифровое телевидение, реклама, хостинг, коммунальные услуги, услуги по перевозке (билеты) и всевозможные онлайн-сервисы (игры, службы знакомств, социальные сети).

Именно продажа услуг может придать новый импульс развитию электронной торговли. Так, например, государство предпринимает определенные шаги в этом направлении, продвигая проект "Электронное правительство", отмечает Леонид Делицын. В конце прошлого года в России заработал сайт Gosuslugi.ru. На портале пока только предоставляется информация об услугах, оказываемых госструктурами, а в 2012 году, как ожидается, граждане смогут подавать документы в электронном виде.

"Все больше людей начинают приобретать необходимые товары и услуги через интернет, основное преимущество которого - серьезный выигрыш во времени: отпадает необходимость тратить время на поездки и поиск необходимого товара. Соответственно, и услуги на фондовом рынке также становятся доступны для приобретения через интернет", - отмечает руководитель развития региональной сети "УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Вавилов. Так, в интернет-магазине финансовых инструментов можно приобрести паевые инвестиционные фонды и записаться на обучающие семинары и курсы. "Инвесторы, получив полноценную консультацию по телефону и изучив сайт компании, не хотят тратить время на поездки и готовы заключить договор - в данном случае им удобно воспользоваться услугами интернет магазина. Получив всю необходимую информацию от клиента, мы оформляем комплект документов и выезжаем к клиенту на дом, где ему остается лишь подписать их", - говорит Дмитрий Вавилов.

Тем не менее, специфика онлайн-продаж паевых фондов и услуг доверительного управления связана с некоторыми сложностями. Так, например, сотруднику компании необходимо удостоверить личность инвестора, что сделать через интернет невозможно. "Если говорить о портрете инвестора, приобретающего услуги УК через интернет, - то здесь преобладает более молодое население, привыкшее совершать покупки онлайн. Размер инвестиций совершенно разный, хотя, конечно, крупные инвесторы стараются лично посетить офис компании и обсудить все нюансы лично. В целом динамика продаж через интернет постепенно набирает оборот, хотя, массового спроса в данном секторе не наблюдается", - отмечает Дмитрий Вавилов.

Проблема в кошельках

Ждать "большого взрыва" в сфере e-commerce пока преждевременно, считает Леонид Делицын. Во-первых, развитие любой торговли зависит от благосостояния населения, "а тут кардинальных изменений не предвидится", отмечает он. Электронная торговля сегодня сосредоточена в мегаполисах и крупных городах - таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и Владивосток, и в глубинке покупать через интернет начнут еще очень не скоро, отмечает Иван Кургузов. При этом даже если количество интернет-пользователей вырастет, пройдет еще несколько лет, прежде чем они начнут покупать что-нибудь дистанционно, считает Леонид Делицын. Другим препятствием для развития онлайн-розницы является низкая распространенность в России платежных карт - это затрудняет работу ритейлеров и создает им дополнительные расходы. Люди боятся оплачивать покупку дистанционно и предпочитают отдавать деньги курьеру, отмечает Леонид Делицын.

"До сих пор у подавляющей части наших людей расчёты за услуги, покупки, коммунальные платежи прежде всего ассоциируются с наличными в кармане, а весь мир уже живёт совершенно по другим законам", - сказал президент России Дмитрий Медведев на совещании по экономическим вопросам в среду. Так что это проблема не только экономики и банковской системы - это отчасти и проблема мышления, признал глава государства.

В конце концов, главная трудность заключается не в том, что население не может оплачивать покупки с помощью банковских карт - это население еще как может. Были бы деньги.

Автор - Пескова Анна
15.03.2010Источник: Finam.Ru
все публикации | подписка на рассылку

 

-=endpage=-



Размещение информации на сайте | Условия размещения рекламы


Copyright 2000-2010 iFin.ru, e-mail:
создание сайта: Aplex, 2000
TopList Rambler's Top100