Пластиковую карту могут сменить бесконтактные платежи
Деньги – это не только бумага с изображением Франклина и Леси Украинки. Когда-то общепризнанным платежным средством считались ракушки и красивые камешки. На смену им пришли металлические деньги, затем бумажные купюры стали преобладать над монетами, а уже в наше время пластиковая карта стала привычным средством осуществления платежей. Однако уже есть и кандидат на место пластика – им готов стать мобильный телефон.
NFC (Near Field Communication) – это технология беспроводного обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии до 20 сантиметров. Два устройства с NFC-микросхемами достаточно приблизить друг к другу для того, чтобы они смогли обмениваться информацией.
В качестве применения этой технологии можно назвать электронное удостоверение личности, электронные ключи (от автомобиля, дома, офиса, гостиничного номера), получение справочной информации с электронных досок. Однако самой перспективной областью использования NFC являются электронные платежи. Именно это применение легло в основу инициативы "Pay buy mobile" ("Плати мобильным"), которую с 2007 года активно развивает GSM Association (GSMA), представляющая 800 операторов мобильной связи в 219 странах мира.
Ответ на вопрос о том, почему именно ассоциация мобильных операторов так заинтересована в продвижении этой технологии, лежит на поверхности: где же еще поместить NFC-чип как не в мобильном телефоне, верном спутнике современного человека.
Мобильное устройство с NFC-чипом является пластиковой платежной картой с расширенными возможностями. Эти возможности включают в себя интерфейс пользователя, при помощи которого владелец мобильного аппарата может подтвердить или отклонить оплату, ввести необходимые банковские данные для осуществления транзакции, проконтролировать историю платежей.
Представим, что будущее уже здесь, у вас в руках мобильник с поддержкой NFC, а в супермаркете на каждой кассе есть терминалы для приема бесконтактных платежей. Вы подкатили тележку к кассе и выгружаете продукты на конвейер. Кассир пропикивает покупки через сканер и просит вас поднести телефон к платежному терминалу. На экране мобильного устройства высвечивается информация о сумме покупок, а может быть даже полный список продуктов с ценами и информацией о скидке. Затем вам предстоит ввести ПИН-код, чтобы подтвердить оплату и дождаться появления сообщения "Платеж принят".
Отметим преимущества мобильного платежа по сравнению с оплатой пластиковой картой: Оплата осуществляется быстрее. Обмен данными по технологии NFC происходит очень быстро, остальное зависит от покупателя. Операцию контролирует покупатель, а не кассир. Мы не отдаем свою карту, не трясемся, что нечистый на руку сотрудник перепишет себе ее номер и даже CVV2-код, который некоторые эмитенты печатают прямо на пластике. Это не значит, что бесконтактная оплата при помощи мобильного телефона на 100% избавлена от вмешательства злоумышленников, однако махинации затруднены. Кроме того, заметим и тот факт, что покупатель получает больше информации о платеже. Мобильное устройство удобнее и более универсально, чем пластиковая карта. Забыть дома телефон сложнее, поскольку он чаще используется в повседневной деятельности.
Для продавца использование NFC также дает ряд преимуществ: Оплата осуществляется быстрее. По данным аналитиков пятисекундное ускорение обслуживания на кассовом терминале в McDonald’s означает дополнительные 20 млн. долларов прибыли компании. Удобство покупателя – это лояльность покупателя. А лояльность покупателя – это потенциальная прибыль продавца. Если NFC не вытеснит пластик полностью, у нас становится больше способов приема платежей. Использование бесконтактной оплаты наряду с наличными и пластиком расширяет возможности получения средств от клиента.
Широкая поддержка NFC основными игроками рынка позволила аналитикам делать смелые прогнозы относительно будущего этой технологии. Согласно прогнозам исследовательской компании Juniper Research рынок NFC-устройств наберет силу в 2011 году. Ожидаемый объем платежей достигнет 30 млрд. долларов США. Другая компания, ABI Research, составила прогноз относительно количества NFC-совместимых мобильных устройств: по мнению аналитиков, их число достигнет 100 миллионов уже в 2012 году. В мире
Следует заметить, что NFC – это уже не столько технология будущего, сколько настоящего. Высокотехнологичная Япония внедрила NFC в разных отраслях еще в 2007 году.
Мобильные платежи принимает ряд японские кафе и ресторанов. Среди них и McDonald’s : абоненты мобильного оператора NTT DoCoMo могут оплачивать свои покупки в этой сети бесконтактным методом. Некоторые автозаправочные станции в Японии также задействовали бесконтактные платежи. Есть информация и о том, что японские такси планируют взять на вооружение NFC.
Проекты, реализуемые в других странах, позволяют говорить о широкомасштабном тестировании этой технологии.
Barclaycard и Orange в Великобритании решили использовать NFC для продажи билетов. В Испании темой мобильных платежей занялись Nelofonica и Sermepa, а в Италии Telecom Italia и ATM Milan Transport operator. Опыт внедрения NFC также получили Китай, Австрия и Германия. В Украине
Да, да, в Украине тоже есть первые проблески!
Тему оплаты при помощи NFC осваивает система мобильных и интернет-платежей "ПлатиМО!". Эта система развивается на основе НСМЭП (Национальной Системы Массовых Электронных Платежей), поддерживаемой Нацбанком.
Чтобы воспользоваться преимуществами мобильных платежей, необходимо приобрести NFC-совместимое устройство, получить в банке SIM-карту с платежным приложением, затем найти магазин, подключенный к системе "ПлатиМО!", и осуществить в нем покупку. Под банком понимается банк- участник системы "ПлатиМО!". К сожалению, список банков-участников и магазинов, подключенных к "ПлатиМО!", на сайте системы найти не удалось.
Кроме того, отдельно отмечается, что система мобильных платежей на данный момент находится в стадии сертификации, и будет запущена в эксплуатацию после ее завершения. Осталось дождаться окончания этого этапа и понаблюдать – станет ли система мобильных платежей такой же массовой как НСМЭП. Ложка дегтя
Активные дебаты о необходимости практического применения NFC идут уже несколько лет. Несмотря на широкую поддержку со стороны игроков рынка, внедрение технологии идет с отставанием от оптимистических прогнозов. Статьи в СМИ с тезисами "NFC – это круто!" сменяются недоумевающими отзывами. Технология обладает рядом преимуществ по сравнению существующими платежными инструментами, однако есть причины, притормаживающие ее широкое использование.
Причина 1. Конфликт интересов банка и мобильного оператора. И те, и другие хотели бы контролировать NFC-платежи. Кроме того, ведутся дискуссии – кто кому и за что должен платить в рамках новой бизнес-модели: кто должен оплатить банку выпуск NFC-чипа, должен ли оператор взимать с клиента комиссию за мобильные платежи.
Причина 2. Развитость карточной инфраструктуры является основным препятствием NFC. По мнению аналитиков компании Celent банки в свое время потратили немало усилий на то, чтобы оплата пластиком стала реальностью, и всерьез полагают, что мобильные платежи не увеличат их прибыль, а, соответственно, нет резона тратить деньги на внедрение новой технологии.
Причина 3. Курица не появляется раньше яйца, а яйцо – раньше курицы. Этот шуточный логический парадокс стал совсем нешуточным тормозом в истории развития мобильных платежей. Участники рынка ждут, когда появится инфраструктура, инфраструктура не появляется, пока ее не подержат участники рынка. Заключение
О бесконтактной оплате при помощи Bluetooth много писали, говорили, прогнозировали. Bluetooth есть, а технология беспроводных платежей на его основе "не пошла" в массы. О технологии NFC, которая во многом исправила недостатки предшественника, также много писали, говорили, прогнозировали. Воз пока там же, хотя есть надежды на то, что он движется.
NFC – это не революция, а вполне закономерная стадия развития электронных платежей. Эволюция – это долгий процесс, поэтому мгновенного распространения NFC-устройств ожидать не следует. Если в описании приобретаемого вами мобильного телефона заявлена поддержка NFC, это значит, что вы можете одним из первых пощупать достоинства новой технологии. Но не раньше, чем придет ее время.