Первый этап опытно-промышленной эксплуатации автоматизированной системы самообслуживания "е-Квиток", позволявший бронировать ж-д билеты через Интернет, был внедрен с 1 июня 2008 г. на Южной ЖД, а с 22 декабря - на всей УЗ. После внесения изменений в Порядок обслуживания граждан железнодорожным транспортом (постановление КМУ от 11.02.09 г. № 80) стала возможна отработка второго этапа - технологии оформления проездных (перевозочных) документов с полной оплатой.
Через Интернет можно заказывать билеты за полную стоимость и детские. Оплатить заказ можно платежной карточкой Национальной системы массовых электронных платежей (НСМЭП) или международной картой (VISA, MasterCard). После оформления заказа и оплаты пассажир может распечатать бланк заказа или запомнить уникальный цифровой код. Получить билет можно в любое время до отправления поезда в билетных кассах УЗ, предъявив бланк заказа или назвав его номер (код).
Такая система, безусловно, является серьезным шагом на пути к "цифровому будущему". Однако при ближайшем рассмотрении у нее выявился один недостаток - ценовой.
Украинская АСС очень напоминает аналогичную систему, которую c мая 2007 г. эксплуатирует ОАО "Российские железные дороги". До 4 июня 2008 г. за услугу резервирования мест и оформления билетов через web-портал РЖД взимался сбор в размере 143 руб. за каждое место, после чего он был отменен.
Отечественные идеологи цифровых технологий решили подойти к вопросу полной оплаты билетов через Интернет более дифференцированно. В отличие от РЖД, стоимость оформления через портал УЗ "сглажена", и за покупку дорогого места нужно будет уплатить более высокий сбор. Интересно, что средняя величина тарифа за оформление билетов в системе "Укрзализныци" с помощью карточек НСМЭП (28,85 грн.) практически совпадает с величиной российского сбора, что лишний раз доказывает, откуда "черпали вдохновение" разработчики "е-Квитка".
Если проанализировать эти тарифы, то можно вывести некоторые закономерности. Во-первых, разработчики АСС "е-Квиток" показали свою заинтересованность в развитии НСМЭП. Оформление билетов с помощью этой системы обойдется гораздо дешевле, чем при использовании карт международных платежных систем. При этом карточки VISA и MasterCard распространены в Украине гораздо шире (по состоянию на 30.03.09 г., эмитировано только 2,44 млн. карт НСМЭП, тогда как "международных" карт - более 67 млн.), да и пользование ими не требует специальных терминалов, как в случае с Нацсистемой электронных платежей. Отметим также, что на первом этапе эксплуатации системы стоимость бронирования одного места с последующим выкупом билета в кассе составляла 20 грн. независимо от того, какой карточкой оплачивалась эта услуга.
Второй момент - тариф за оформление в сравнении со стоимостью самого проездного документа все же достаточно высок, особенно если пассажир желает заказать дешевый билет. Так, при Интернет-заказе с помощью карточек VISA/MasterCard билета стоимостью до 400 грн. оформление "потянет" более чем на 10% от цены "квитка". При таких условиях заказ через Сеть дешевых билетов просто теряет смысл.
В нашей стране Интернет распространен в основном в Киеве и других крупных городах, поэтому можно предположить, что пользователи Сети (кроме, наверное, студентов) являются людьми более обеспеченными, чем "среднестатистический" украинец. А если учесть, что в процентном соотношении влияние стоимости web-оформления на цену дорогих билетов не столь значительно, то можно надеяться, что тарифный "барьер" не остановит потенциальных клиентов.
Дело за малым - довести развитие АСС "е-Квиток" до той стадии, когда пассажир будет избавлен от необходимости обращаться в обычную кассу. Ведь результаты первого этапа эксплуатации (за все это время через Интернет было забронировано и выкуплено около 2000 мест), особенно в сравнении с цифрами РЖД (за 2008 г. через портал компании было оформлено около 870 тыс. билетов на поезда дальнего следования), говорят о том, что пока подобная система не стала значительным каналом реализации проездных документов