Rambler's Top100
  интернет финансы главная | карта | поиск | | реклама  
главнаяПубликации  Публикации  Интернет Финансы Брокеры идут  В последнее время в интимные отношения "банк-клиент" все чаще вступает и третья сторона. Этот третий - кредитный брокер. Профессия, столь традиционная для Запада, сколь и новая для России, в минувшем году проделала путь от неприятия банками до завоевания своего места под солнцем. Правда, споры вокруг этого места еще продолжаются.

VI Международный Форум ВБА-2019 «Цифровая эволюция в финансах»
VI Международный Форум ВБА-2019 «Цифровая эволюция в финансах»
Новости
Публикации
События
Ресурсы
Глоссарий
Партнеры
О проекте
Форум

Решения:

Интернет-банкинг


Интернет-трейдинг


Интернет-страхование


Интернет-расчеты


Безопасность

Aplex.ru Разработка веб-сайтов

Intersoft Lab (17.06.11)

IX Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2019»

XIX Международный Форум iFin-2019 "Электронные финансовые услуги и технологии"

Рекомендуем:

Итоги XIX Международного Форума iFin-2019, 19-20 февраля 2019
Итоги V Международного форума "Вся банковская автоматизация 2018" 10-11 октября 2018
Итоги VIII Конференции «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2018», 17 апреля 2018


Спецпредложение:

Автострахование, страхование автомобиля, страхование жизни, медицинское страхование - cкидка 5% для посетителей iFin.ru подробнеe >>

Астраброкер 


-=startpage=-
П У Б Л И К А Ц И И


Брокеры идут
На старте большинство клиентов шли к брокерам, потому что элементарно не знали "правил игры" - как выбрать банк, как получить ссуду, как оформить документы. Ныне ситуация меняется: к кредитным посредникам идут те, кто не хочет терять время: "зачем плохо делать то, что могут хорошо сделать специально обученные люди".

"Кредитный брокеридж сегодня уже не новое направление в сфере розничного кредитования, - отмечает Марат Ганеев, директор департамента розничного бизнеса Ак Барс Банка. - Уже определяются его основные игроки, однако формирование цивилизованного брокериджа пока не завершилось". По словам экспертов, по большому счету до сих пор не определено, в чем же состоят функции кредитного брокера. И хотя рынок кредитного брокериджа, по оценкам его участников, за последний год вырос в несколько раз, - на нем по-прежнему ломаются копья.

Скептики утверждают, что профессия кредитного посредника - конъюнктурное детище российского кредитного бума и деньги тут делаются исключительно на финансовой неграмотности большинства россиян. Оптимисты полагают, что у брокериджа огромное будущее и самое главное еще только начинается. Хотя и оптимисты видят несколько сценариев развития это "кредитной истории". Один из наиболее радикальных - переход коммуникаций банков и клиентов в виртуальность. Предполагается, что с развитием интернет-банкинга россияне через Сеть будут не только управлять своими счетами, осуществлять переводы и платежи, но и решать свои кредитные вопросы. Благо Рунет является одной из самой быстрорастущих долей Всемирной Паутины и уже около 20 млн. россиян ежедневно имеют дело с виртуальным пространством.

Впрочем, столь технократический энтузиазм прагматики не разделяют. Тем более, что пока интернет-банкингом пользуется не более 2% клиентов кредитных учреждений.

"Интернет-ресурс никогда не сможет услышать проблему конкретного человека и предложить ему несколько вариантов ее решения, - напоминает Максим Гольдберг, гендиректор брокерской компании "Финмарт". - А именно это необходимо клиентам. E-business - это, конечно, серьезно, но сегодня заемщикам нужна помощь профессионального консультанта, его поддержка и умение представить интересы клиента в банках".

Бизнес на доверии

Гольдберг и его коллеги напоминают, что задача брокера - не просто "принять деньги за переданное в банк кредитное досье и переданное клиенту сообщение об одобрении банком заявки на кредит".

"Наша функция - сделать процесс получения кредита максимально комфортным для клиента, а сумму переплаты - минимальной", - резюмирует шеф "Финмарта". Миссия звучит благородно, однако до недавнего времени второй ее части (минимизация расходов) клиенты почти не ощущали. Ситуация переменилась примерно год назад, когда сначала компания "Фосборн Хоум", а затем и другие крупные игроки брокерского рынка получили от банков преференции для своих клиентов - пониженный процент по ипотеке, отсутствие комиссии за выдачу ссуды и т.п. А разразившийся в прошлом августе кризис ликвидности дал возможность брокерам "покрасоваться" сполна: тот же "Фосборн" публично объявил, что предоставит возможность получить ипотечный кредит всем тем заемщикам, которым отказали напуганные кризисом банки.

Сегодня основная сфера приложения усилий брокеров - именно ипотечные кредиты, при оформлении которых заемщики чаще всего нуждаются в профессиональном посреднике, способном взять на себя оформление сделки, страховки, покупки жилья и подготовку того вороха документов, который сопровождает в России любые операции с недвижимостью.

"Оформление ипотеки - самый востребованный в сфере кредитного брокериджа продукт", - отмечает Владимир Квашенко, гендиректор петербургской финансовой компании "АРГО-консалт". Однако, по его словам, большинство брокерских контор в последнее время существенно расширяют круг своих услуг, присовокупляя к ипотеке и ссуды на авто, и кредиты для малого и среднего бизнеса. На поприще кредитования бизнеса многие брокеры видят самый перспективный для себя вектор на будущее: слишком разнятся представления об алгоритме ведения дел у банков и мелких предпринимателей, чтобы они могли обойтись без профессионального посредника.

Требуется буква закона

Развитие брокерского рынка идет традиционным для России путем - из Москвы до самых до окраин. И столичные игроки уже осваивают этот путь. Сейчас как минимум четыре крупных кредитных брокера ведут экспансию в регионах - Независимое бюро ипотечного кредитования (НБИК), "Фосборн Хоум", петербургский "Кредитный и Финансовый Консультант" (КФК) и компания "Кредитмарт". Четверка лидеров создает сети филиалов и франчайзинговых контор, причем иногда в темпах, которым могут позавидовать и банки. Например, тот же "Кредитмарт" - российская "дочка" инвестфонда Aurora Russia Limited - получил от акционера только на развитие филиалов более $20 млн.
"Региональный рынок кредитного брокериджа находится в зачаточном состоянии, - считает Василий Белов, гендиректор "Фосборн Хоума". - Развиваться он будет так же, как и другие рынки - на нем появятся как игроки федерального масштаба, так и крупные местные участники. Затем, в результате конкуренции, будет происходить процесс слияний и поглощений".

Этот сценарий несколько беспокоит многочисленных мелких игроков рынка. В частности, на проведенном при участии журнала "Карьера" финансовом интернет-мосте Москва-Петербург-Казань-Самара такая озабоченность прозвучала. Один из итогов - появление на рынке сразу двух профессиональных сообществ российских кредитных брокеров. Первое - Федерация профессиональных кредитных брокеров - создана крупнейшими игроками рынка ("Кредитмарт", "Фосборн Хоум", НБИК), второе - Ассоциация кредитных брокеров с центром в Самаре - объединяет в основном провинциальных игроков.

Далее встает вопрос о правилах игры. Тем паче, что пока кредитные брокеры действуют "вне закона" - их статус, функции и стандарты работы не определены ни одним законодательным или нормативным рынком. Подобная анархическая вольница многим уже набила оскомину.

"В настоящее время нет единых стандартов взаимоотношений между брокерами и банками; уровень знаний брокера оставляет желать лучшего, отсутствует надзор со стороны законодательной и исполнительной власти, - напоминает Диана Маштакеева, гендиректор Поволжского кредитно-финансового центра. - Как следствие - на рынке кредитно-финансовых услуг действуют тысячи "черных брокеров". Зачастую они нигде не зарегистрированы, не платят налогов, и никому не подотчетны. В результате страдают и граждане, и банки, и государство".

Однако в отношении методов "чистки" рынка взгляды его участников существенно расходятся. Одни хотят внедрить систему добровольной сертификации брокеров и прописать статус этого бизнеса в законопроекте "О потребительском кредитовании", который, впрочем, стал, самым известным законодательным "долгостроем" в финансовой сфере. Другие полагают, что время еще не пришло. "Все разговоры на эту тему вредны и являются профанацией, - полагает Александр Гребенко, гендиректор КФК. По его мнению, попытка "узаконить" профессию преждевременна: рынок еще не устоялся.

Меж тем на рынке начались процессы "саморегулирования". По мнению экспертов, в последние два года наметилась тенденция снижения стоимости брокерских услуг, у "белых" игроков размер комиссионных упал до 0,5-2% от суммы кредита. Как следствие сверхприбыльность брокерского бизнеса упала и непрофессионалы постепенно уходят с рынка.

Этюд в черно-белых тонах

Однако постепенный уход не означает самоочистки рынка. Кредитный брокеридж по-прежнему остается заложником многочисленных мошенников.В одной из мелких московских контор автору этих строк, якобы обратившемуся за помощью в получении кредита, с самым серьезным видом распечатали список банковских кредитных программ. Цена сей «услуги» - 500 рублей. Но самое забавное, что список скопирован с популярного сайта www.pro-credit.ru, где любой может заполучить ту же самую информацию совершенно бесплатно.
В кафе торгового центра "Горбушкин двор" или в многочисленных закоулках лабазов у Савеловского вокзала кредитного посредника можно встретить едва ли не на каждом углу. Суть их работы сводится к обеспечению граждан "срочными наличными". Схема примитивна до отупения: жертве мошенников оформляется товарный кредит, покупку забирает себе "черный брокер", а получателю кредита вручается от 40 до 50% от ее суммы. Обычно эта операция сопровождается традиционным очковтирательством на тему "возвращать кредит необязательно" и т.п. В итоге человек, получивший на руки 30-40 тысяч рублей, обременен обязательством вернуть 100-120 тысяч.

Есть и более изощренные варианты. Например, такая реклама, поступившая на ваш электронный ящик: "Проект "Кредит для Всех". Мы работаем по всей России. Исправление испорченной кредитной истории - 3 тыс. рублей. Ответ на звонок банка в реальную фирму, где скажут, что вы действительно там работаете - 1,5 тыс. рублей. Оформление cправки 2-НДФЛ - 2,5 тыс. рублей. Предоставление своих поручителей, которые будут полностью соответствовать требованью банка - 7,5 тыс. рублей". За более подробной информацией предлагается обратиться к "менеджерам Надежде и Алексею". Из координат - только номера ICQ. Дешево и сердито. Естественно, при этом доморощенные "менеджеры" не напоминают, что речь идет уже об уголовных преступлениях (мошенничество и подделка документов). Для многих россиян, оказавшихся в трудной ситуации ("кредит любой ценой") подобные мошенники стали единственным светом в окошке.

"Признаки мошенника просты - реклама через спам, встречи с клиентами у метро, вознаграждение авансом и обещание стопроцентного успеха", - отмечает Евгений Пен, директор петебургского филиала Тверьуниверсалбанка. - Настоящий кредитный брокер встретит клиента в офисе, расскажет о программах минимум двух-трех банков и никогда не потребует оплатить свои услуги раньше получения кредита".

Питерский банкир, как и многие его коллеги, полагает, что "черные брокеры" наносят серьезный ущерб банкам. И пока нет эффективного правового противодействия им, банкиры призывают к бдительности самих заемщиков.

"Очень важно правильно выбрать брокера, - напоминает Екатерина Валеева, менеджер СМП банка. - Для начала надо собрать сведения об интересующих вас брокерских фирмах: уточнить, как давно они работают на рынке, какова их репутация, входят ли в число их партнеров крупные, солидные банки. Эту информацию можно найти на сайтах самих брокерских фирм, можно позвонить и в сам банк и проверить достоверность информации".

Даешь супермаркет!

Если на одном полюсе кредитного брокериджа - встречи у метро и сомнительные обшарпанные офисы, то на другом маячит появление принципиально новой формы работы с клиентами - финансовых супермаркетов. Одним из первых прообразов на российском рынке стал "Кредитмарт".

"Основное отличие финансового супермаркета от кредитного брокера - это более широкий спектр продуктов, - разъясняет его генеральный директор Николай Корчагин. - Как очевидно из названия, здесь клиенту предлагают не только кредитные продукты, но и финансовые - страховые, инвестиционные. То есть тут доминирует принцип one stop shopping - все необходимое в одном месте".

В последнее время термин "финансовый супермаркет" стал ультрамодным. Однако это послужило ему плохую службу: часто под этой маркой пытаются продвигать финансовые продукты одного аффилированного финансового учреждения. Наблюдатели полагают, что это может привести к профанации самой идеи. "Обязательная черта финансового супермаркета - своего рода мультибрендовость, - полагает Корчагин. - То есть в его "ассортименте" должны быть непременно представлены продукты разных "поставщиков".

Вполне возможно, что в концепции финансовых супермаркетов смогут найти точку соприкосновения как сторонники ухода в интернет, так и апологеты "живого общения". Поскольку именно тут может быть создан вариант, отвечающий сразу обеим потребностям современного пользователя финансовых услуг - техничность и автоматизированность процессов и возможность персональных консультаций. В идеале предполагается, что клиент финансового супермаркета будет получать квалифицированную помощь специалистов в подборе интересны ему кредитных или инвестиционных продуктов, а вот собственно покупки-заявки-операции он сможет производить с помощью Интернета и автоматических терминалов. Впрочем, пока массовое появление таких "киборгов" остается лишь проектом.

Автор - Ян Арт
28.01.2008Источник: Карьера
все публикации | подписка на рассылку

 

-=endpage=-



Размещение информации на сайте | Условия размещения рекламы


Copyright 2000-2010 iFin.ru, e-mail:
создание сайта: Aplex, 2000
TopList Rambler's Top100