Итоги и прогнозы 2007: мобильный контент и сервисы - i-Free
- Какие значимые события/проекты для вашей компании в 2007 году вы могли бы выделить?
- запуск wap-порталов на основе решения community-based portals (порталы операторов Теле2 (подробнее…) и НТК (подробнее...) порталы-разделы Женский Мир (Мегафон), Меломан (НСС) - запуск мобильного вендинга - успехи в развитии Samsung FunClub, разработка Content Explorer, встраиваемого в новые телефоны Samsung (более 1,5 млн. аппаратов в 2007 году) - начало совместной работы с Samsung за пределами СНГ (работа с SFC-Нидерланды) - открытие офиса в Китае, первые рекламные кампании в Китае - развитие рынка микроплатежей: 8% месячной аудитории российского интернета воспользовались услугами наших партнеров
В целом, мы существенно укрепили свои позиции по отношению к предыдущему году.
- Какие значимые события в целом для отрасли в 2007 году вы могли бы отметить?
Существенный рост сегментов микроплатежей и RBT. По нашим оценкам на каждый из сегментов приходится 50-70 млн.долл. К важным событиям я бы отнес начало работы Билайна через агрегатора "Темафон", появление большого количества узкосегментированных операторских порталов (женские, детские, деловые и т.п.), запуск сети 3G на Северо-Западе компанией Мегафон, начало работы первой пилотной модели платежей у компании Билайн, сокращение сегмента call-TV проектов, формирование холдинга "Солво Медиа Групп" (Никита+Солво+Jump), первую по настоящему крупную мобильную лотерею от Мегафона и Инфона "100 за 100". Словом, год был насыщен интересными событиями, что, впрочем, обычно для нашего рынка.
- Каковы ваши прогнозы относительно развития отрасли в 2008 году?
Я полагаю, что в следующем году рынок будет развиваться еще более активно. Мы надеемся на некоторое сближение операторских моделей в части RBT и запуск этой технологии Билайном по моделе CPA, что даст очень сильный импульс развитию рынка. Полагаю, что в следующем году на рынке мобильной рекламы появятся первые значимые деньги. Мы ожидаем дальнейшего роста рынка микроплатежей и вообще большого количества событий, дискуссий и проектов в сфере мобильных платежей и мобильной коммерции. Появятся первые интересные услуги специально для 3G сетей. Операторы освоят почти весь потенциал собственных площадок (on-portal) и вновь сосредоточятся на off-portal моделях - новых технологиях, бизнес-моделях для услуг. Все крупные социальные сети Интернета сформируют круг мобильных пользователей, появится целый ряд новых сервисов в этой сфере. Словом, рынок станет еще более комплексным, диверсифицированным и словосочетание "мобильный контент" будет все чаще уступать место словосочетанию "мобильные услуги", а внутри компаний контент и сервис-провайдеров менеджеры все чаще будут задумываться о "цифровых услугах" в целом.
- Каковы планы вашей компании на 2008 год?
- Мы постараемся уловить ключевые тренды предстоящего года и подготовиться к событиям 2009-го. Серьезно перерабывается и улучшается наше сообщество Jamango, большая работа ведется в сфере мобильных платежей. Мы разрабатываем новые сегментированные пакеты сервисов и community-порталы для операторов. Планируем выйти на рынок мобильной рекламы, задумываемся о диверсифиации отдельных проектов в сторону фиксированного Интернета. Кроме того, прошлый год был для нас переломным в работе наших дочерних компаний в СНГ, надеюсь, в 2008 году мы сможем резко усилить свои позиции и в Дальнем Зарубежье. Ну и как обычно, целый ряд проектов мы постараемся вести в расчете уже на 2009 год, в частности направление разработок в сфере 3G.