Согласно данным опросов компании ROMIR Monitoring, каждый третий пользователь Рунета готов и изъявляет желание управлять своим банковским счетом через Сеть. Но в реальности это делает едва ли каждый сотый: интернет-банкингом пользуются лишь 0,2% россиян, имеющих банковские счета.
Отечественные банкиры, как отмечает журнал SmartMoney, "с удивительным упорством создают трудности своим самым продвинутым клиентам, которые могли бы превратиться еще и в самых лояльных". Месячная аудитория Рунета, по данным ROMIR Monitoring, превышает 21 млн человек — из чего получается, что проникновение онлайновых банковских услуг в Рунете составляет всего 0,7%, передает Е-xecutive.
Для сравнения в США интернет-банкингом пользуются 53 млн человек — это почти 35% тамошней сетевой аудитории. 40% клиентов среднего американского банка каждый месяц совершают операции со своими счетами, не выходя из дома. В Европе и Австралии этот процент чуть ниже, в Японии и Южной Корее — чуть выше, но в целом картина практически та же. Несмотря на то, что в России сегодня компьютерный и сотовый рынки бьют рекорд за рекордом, даже в Москве популярность онлайновых банковских услуг удручающе низка.
В начале этого года консалтинговая компания "Финист" опросила 500 клиентов различных столичных банков и выяснила, что интернет-банкингом пользуются только 6% из них, хотя о существовании такой услуги знают 30%. Объясняется все достаточно просто: СДБО, которые имеют простой и удобный интерфейс, на нашем рынке можно пересчитать по пальцам. "При нынешнем качестве онлайновых сервисов на их популяризацию рассчитывать не приходится", — соглашается Геннадий Заманский, заместитель генерального директора компании "ФОРС — Банковские системы". По данным Гусева, из 338 крупнейших банков России услуги интернет-банкинга для физических лиц предоставляют лишь 57. "При этом всерьез развивать онлайновые сервисы для частных клиентов готовы не больше двух десятков, — говорит он. — Остальные внедряют их для галочки, не более того".
Надо отметить, что Сбербанк не собирается внедрять такие сервисы вообще. А к примеру, Альфа-банк через пять лет собирается дистанционно обслуживать не менее 80% своих вкладчиков. Сейчас он обслуживает только 75 000 из 1,5 млн, то есть 5%. За лидером тянутся "ВТБ 24", у которого 25 000 подписчиков онлайновых сервисов, а также “Уралсиб” (19 000 подписчиков) и Росбанк (1700). Все они тоже намерены в ближайшие годы увеличить число пользователей своих онлайновых сервисов в разы.
"Когда клиент приходит в наше отделение и переводит деньги на счет в другом банке, наши расходы на транзакцию составляют около $3,9. Себестоимость же онлайновой операции не превышает $0,5", — говорит и. о. начальника управления развития каналов самообслуживания Альфа-банка Владимир Урбанский. У Промсвязьбанка, по словам Кардашова, расходы снижаются в 5-6 раз. Это позволяет банкам брать меньшую комиссию за транзакции. Но толково разрекламировать эту важную особенность интернет-банкинга среди своих клиентов никто из них так и не удосужился.
Отечественным банкирам хорошо известно и другое достоинство СДБО. "Онлайновые пользователи гораздо лояльнее "классических" клиентов", — говорит главный специалист дирекции развития и сопровождения комиссионных и депозитных продуктов "Уралсиба" Константин Соколов. “Клиенту, однажды приобщившемуся к конкретному дистанционному сервису, в дальнейшем практически невозможно отказаться от него", — вторит ведущий специалист отдела развития дистанционных услуг Росбанка Александр Горюнов.