Rambler's Top100
  интернет финансы главная | карта | поиск | | реклама  
главнаяПубликации  Публикации  Интернет Финансы Слежка за деньгами на расстоянии  Этой осенью игроки рынка дистанционного банковского обслуживания активно занялись продвижением новых форм работы с клиентами.

XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
Новости
Публикации
События
Ресурсы
Глоссарий
Партнеры
О проекте
Форум

Решения:

Интернет-банкинг


Интернет-трейдинг


Интернет-страхование


Интернет-расчеты


Безопасность

Aplex.ru Разработка веб-сайтов

Intersoft Lab (17.06.11)

XXIV Международный Форум iFin-2024 "Электронные финансовые услуги и технологии"

X Международный Форум ВБА-2023 «Вся банковская автоматизация»

XIII Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2023»

Рекомендуем:

Итоги XXIV Международного Форума iFin-2024, 6-7 февраля 2024
Итоги X Международного форума "ВБА 2023" 24-25 октября 2023
Итоги XXIII Международного Форума iFin-2023, 7-8 февраля 2023


Спецпредложение:

Автострахование, страхование автомобиля, страхование жизни, медицинское страхование - cкидка 5% для посетителей iFin.ru подробнеe >>

Астраброкер 


-=startpage=-
П У Б Л И К А Ц И И


Слежка за деньгами на расстоянии
НАДЕЖДА ПОМЕРАНЦЕВА

Еще осенью прошлого года рынок интернет-банкинга был настолько мал, что говорить о какой-либо конкуренции было бы просто неразумно. Сегодня же в качестве альтернативы интернет-банкингу появилось сразу два направления дистанционного обслуживания – SMS-банкинг и phone-банкинг.

Сейчас на российском рынке присутствуют три направления дистанционного обслуживания банков – через интернет (internet-banking), через мобильные телефоны (SMS-banking) и стационарные телефоны (phone-banking). Вне зависимости от того, какой канал связи используется, подчинены все три направления одной-единственной цели – сэкономить время клиента и избавить его от посещения офиса банка. "При отсутствии выбора дистанционное обслуживание не сможет прочно внедриться в массы. Банкам же необходимо всячески продвигать эти услуги, например, с помощью расширения продуктовой линейки",– считает директор департамента расчетов и дистанционного обслуживания Гута-банка Андрей Ванин.

На примере одного лишь Академхимбанка, активно разрабатывающего новые технологии дистанционного обслуживания, можно проследить, как рос спрос на услуги интернет-банкинга у частных лиц. На начало года количество "удаленных" клиентов составляло 1750. На сегодняшний день количество клиентов, прибегающих к каналам дистанционного обслуживания, в Академхимбанке превышает 2500. "Более 65% ежедневных платежей Академхимбанка формируются через интернет",– рассказал Ъ начальник управления информационных технологий Академхимбанка Александр Клюкин.

Однако радоваться этим цифрам банкирам пока рано. Львиная доля клиентов дистанционного обслуживания приходится на корпоративных клиентов, привыкших использовать электронную систему "Банк-клиент", предоставляемую сегодня почти всеми банками. Заманить частного клиента пользоваться таким выгодным для банкиров дистанционным сервисом не так уж и просто. "Мы планируем, что новыми формами дистанционного обслуживания будет пользоваться не менее 80% всех частных клиентов банка",– надеется начальник управления маркетинга Альфа-банка Дмитрий Вечканов.

А начальник управления информационных технологий Юниаструмбанка Андрей Потапенко констатирует, что основной упор банк делает на юридических лиц, которые по статистике пользуются услугами интернет-банкинга чаще, чем частные клиенты. Поэтому именно для юридических лиц банк намерен развивать и расширять направление интернет-банкинга. "В течение этого года мы планируем в значительной степени расширить перечень оказываемых банком интернет-услуг: возрастет скорость получения информации о движении документов, изменения будут внесены в принцип валютного документооборота, также планируется ввести дополнительные функции, такие как обмен сообщениями между клиентом и банком",– комментирует он.

Тем не менее по большей части изменения на рынке интернет-банкинга пока заключаются в расширении уже имеющегося списка услуг и компаний-партнеров. Последнее, кстати, весьма выгодно и полезно для клиентов. Например, в Телебанке Гута-банка платеж в пользу компании–партнера банка обходится клиенту без всяких комиссий. Так, за лето, несмотря на разразившийся кризис и фактическую остановку платежей Гута-банком с последующей продажей его Внешторгбанку, список его партнеров расширился до 48 компаний, большинство из которых интернет-провайдеры и операторы сотовой связи.

О перспективах развития рынка и появлении новых услуг в сфере дистанционного обслуживания мнения у банкиров несколько расходятся. С одной стороны, практически все соглашаются, что список предоставляемых услуг должен расширяться и в идеале полностью заменить клиенту банковский офис. Эти цели максимально достижимы лишь при интернет-банкинге. А с другой стороны, клиенту прежде всего нужен качественный "дополнительный" сервис, удовлетворяющий мелким, но важным сиюминутным потребностям частного лица.

Например, иметь возможность в любой момент узнавать остаток по счету, отменить платеж, автоматически заблокировать карту в случае ее утери, получать уведомления о совершаемых операциях с текущим счетом. Со всеми этими операциями идеально справляется SMS-банкинг. Разница между интернет-банкингом и SMS-банкингом кроется в совершаемых через них операциях. Все-таки через сеть можно совершать почти все банковские операции, за исключением только связанных с наличными деньгами. Список услуг интернет-банкинга включает в себя внешние и внутренние банковские переводы, конвертацию валюты, открытие депозитов, оформление пластиковых и кредитных карт и т. д. А через мобильные телефоны в основном предоставляются информационные услуги.

Кстати, помимо денежных переводов, которые сегодня лидируют в списке предоставляемых услуг интернет-банкинга, специалисты прогнозируют появление нового вида услуг, связанных с розничным кредитованием. Пока что нет ни одного банка, выдающего кредиты онлайн, однако все больше банков предлагают своим клиентам услуги по оформлению заявок на потребительские кредиты через интернет. В ближайшее время Гута-банк также планирует последовать примеру остальных игроков рынка интернет-банкинга и предоставить своим частным клиентам такую возможность. Банк намерен разрешить заполнение на сайте заявок на потребительские кредиты и другие операции, связанные с предоставлением займов частным лицам, например оформление и заказ кредитной карты.

"Кроме того, в условиях действия системы обязательного страхования вкладов будет очень удобно раскидывать средства лотами в 90-100 тыс. рублей по банкам, дающим своим клиентам возможность дистанционного размещения вкладов. Что касается востребованности переводов, то это также связано с бумом потребительского кредитования. Большинство переводов идут в счет погашения кредита, выданного другим банком",– считает Андрей Ванин.

С ним не согласен зампредправления Академхимбанка Дмитрий Лашманов, уверенный, что SMS-банкинг как способ контролировать свои финансы гораздо предпочтительнее для частного лица, чем классический интернет-банкинг. "Скорее всего, физические лица отдадут предпочтение SMS-банкингу. Данный вид дистанционного обслуживания представляет собой оптимальное для частного лица соотношение цены и качества. Мобильный телефон, как правило, чаще оказывается под рукой, нежели персональный компьютер с выходом в интернет, информация обо всех изменениях состояния счета приходит автоматически, а стоимость SMS-сервиса значительно ниже",– уверен Дмитрий Лашманов.

А начальник отдела систем доставки департамента по работе с частными клиентами Росбанка Андрей Горшков считает, что в состязаниях между разными формами дистанционного обслуживания лидерство, несомненно, принадлежит интернет-банкингу. "Данная система более функциональна, чем SMS-банкинг и phone-банкинг. Следует отметить, что в настоящее время системы SMS-банкинга и phone-банкинга не обеспечивают защиты от третьих лиц передаваемой информации, что ограничивает возможность проведения в этих системах активных операций",– считает Андрей Горшков.



Главное – мобильность

Между тем, несмотря на споры специалистов, основные новинки сезона в сфере дистанционного обслуживания действительно касаются в основном только SMS-банкинга. Так, в банках, предоставляющих SMS-сервис, стоимость обслуживания колеблется между $1-2 в месяц. Академхимбанк предлагает своим клиентам SMS-сервис за $1 или 35 рублей ежемесячно. Однако в редких случаях банк может и не устанавливать абонентской платы за SMS-банк, а брать плату за каждое обращение к услуге. Так, например, поступает Росевробанк, чей SMS-банк предоставляет физическим лицам только услугу информирования о трансакциях. Сообщение содержит информацию о сумме операции в валюте совершения платежа, о сумме операции в валюте карты, о месте совершения операции и о текущем доступном расходном лимите по карте. Стоимость каждого SMS-сообщения составляет $0,08 без учета НДС.

Однако в некоторых случаях банк готов отменить плату за SMS-банкинг, превращая тем самым дистанционное обслуживание в приятное сервис-дополнение, скажем, к кредитной карте. Например, недавно банк "Авангард" отменил взимание платы за SMS-сервис для держателей кредитных карт. Сейчас клиенты банка могут по всем своим картам получать на мобильный телефон в реальном времени информацию о каждой совершенной операции и о доступном балансе. Таким образом, за счет бесплатного доступа к услуге банк планирует увеличить количество пользователей SMS-банкинга с нынешних 10% до 50% от числа частных клиентов, держателей пластиковых и кредитных карт банка. Это же подтверждает и зампредправления банка "Авангард" Валерий Торхов. С его слов, до 30% заявок на кредитные карты оформляются именно через интернет-сайт банка. "Для получения карты клиентам необходимо заполнить заявление, анкету и ознакомиться с типовым договором и тарифами. Прямо на сайте они отмечают, в каком из дополнительных офисов банка им удобнее забрать готовую карту. Кроме заказа карты, клиенты могут прямо на сайте банка посмотреть информацию об операциях, совершенных по карте, уточнить сумму доступных средств, размер задолженности",– рассказывает Валерий Торхов.

Также этой осенью новые услуги появились и у Мобильного банка Сбербанка. Он представляет собой телефонный вид дистанционного обслуживания и помимо SMS-оповещения о совершенных операциях с текущим счетом клиента предоставляет клиентам следующие услуги: можно проводить платежи со счета карты через мобильный телефон без явки в банк в пользу организаций–партнеров банка, получать по запросу информацию о лимите доступных средств и о последних пяти операциях по карте, оперативно заблокировать карту с мобильного телефона (например, в случае ее утраты или при подозрении на мошенничество по карте), временно блокировать услуги Мобильного банка. При подключении к полному пакету Мобильного банка взимается ежемесячная абонентская плата.

Если же вы хотите использовать только экономный вариант, который обойдется вам совершенно бесплатно, придется пожертвовать услугой SMS-оповещения, которая в тариф "Экономный" не входит. Ежемесячная стоимость услуги, которая списывается с текущего счета клиента, зависит от количества карт на руках. Обслуживание через Мобильный банк одной пластиковой карты (например, зарплатной) обойдется ее владельцу в $2 или 60 рублей ежемесячно. За подключение каждой следующей карты придется доплачивать по $1. Также отдельно оплачивается информация о лимите доступных средств на карте – по 3 рубля за один запрос.

Новая услуга Мобильного банка позволяет клиентам оплачивать через мобильный телефон сотовую связь (в список компаний–партнеров банка входит тройка ведущих сотовых операторов) и спутниковое телевидение "НТВ плюс". Для подключения к новой услуге или изменения пакета услуг (с полного на экономный) можно обратиться в подразделение Сбербанка России по месту ведения счета банковской карты.

Также функционирует и бесплатная система автоматизированного обслуживания держателей банковских карт Сбербанка по телефону. С ее помощью клиент может получать голосовые и факсимильные сообщения с информацией о расходном лимите и последних десяти операциях по карте, а также заблокировать карту в случае ее утраты. В настоящее время доступ к системе имеют все 5,3 млн владельцев пластиковых карт Сбербанка. Чтобы воспользоваться услугами системы, клиенту необходимо сгенерировать себе пароль, используя ключевое слово своей пластиковой карты. Для этого во всех отделениях Сбербанка лежат специальные брошюры-таблицы с переводом букв на цифры. Первые три цифры и есть пароль для работы в телефонной системе. Интернет-банкинг у Сбербанка представлен только одним видом услуг – заявкой на получение пластиковой карты, вывешенной на сайте банка. По сравнению с количеством пользователей Мобильного банка популярность его невелика – всего в общей сложности было заполнено около 2 тыс. заявок на сайте банка.

А банк "Первое ОВК" пошел еще дальше и перешел от автоматического дистанционного обслуживания к дистанционно-личностному обслуживанию. Теперь помимо оформления заявки на кредит через сайт банка клиенты могут заказать кредит по телефону. По желанию клиента к нему может выехать специалист банка для оформления документов на предоставление кредита, таким образом, клиенту не придется обращаться в банк. Весьма нестандартно банк подошел и к SMS-оповещениям. Не так давно в "Первом ОВК" появилась новая бесплатная услуга, обеспечивающая автоматическое информирование заемщиков в формате SMS-сообщений о приближении даты очередного платежа по кредиту.

Запустил первую часть новой системы дистанционного обслуживания и Импэксбанк. Помимо стандартного уведомления в виде SMS о совершенных операциях по карте "Мобильный офис" банка предусматривает также и сервисные услуги – держатель карты может по своему усмотрению настроить язык сообщений, а также возможность дублирования сообщений на несколько телефонных номеров, детальной расшифровки причин отказа в авторизации и т. д. Система работает в стандарте GSM и бесплатна. "Уже осенью планируем дополнить возможности системы интернет-банкинга 'Электронный офис' различными услугами для физических и юридических лиц. В частности, физические лица смогут непосредственно через систему 'Электронный офис' размещать депозиты, осуществлять экспресс-переводы за пять минут по России и странам СНГ и покупки в интернет-магазинах товаров и услуг в реальном режиме времени",– рассказывает директор центра развития розничных продуктов и маркетинга Импэксбанка Валерий Кардашов.

27.09.2004Источник: Коммерсант
все публикации | подписка на рассылку

 

-=endpage=-



Размещение информации на сайте | Условия размещения рекламы


Copyright 2000-2010 iFin.ru, e-mail:
создание сайта: Aplex, Дизайн: Максим Черемхин
TopList Rambler's Top100