Rambler's Top100
  интернет финансы главная | карта | поиск | | реклама  
главнаяПубликации  Публикации  Интернет Финансы Задача с тремя неизвестными
 Интернет-технологии сейчас широко внедряются не только в сферу массового информационного обмена, но и в бизнес, экономику и политику. Стараясь не отставать от объективных процессов, государственные власти разрабатывают проекты своих «электронных правительств», в один голос провозглашая курс на строительство нового общества.

XIX Международный Форум iFin-2019 "Электронные финансовые услуги и технологии"
XIX Международный Форум iFin-2019 "Электронные финансовые услуги и технологии"
Новости
Публикации
События
Ресурсы
Глоссарий
Партнеры
О проекте
Форум

Решения:

Интернет-банкинг


Интернет-трейдинг


Интернет-страхование


Интернет-расчеты


Безопасность

Aplex.ru Разработка веб-сайтов

Intersoft Lab (17.06.11)

V Международный Форум «ВБА-2018»

VIII Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2018»

Рекомендуем:

Итоги XVIII Международного Форума iFin-2018, 20-21 февраля 2018
Итоги IV Международного форума "Вся банковская автоматизация 2017" 18-19 октября 2017
Итоги VII Конференции «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2017», 18 апреля 2017


Спецпредложение:

Автострахование, страхование автомобиля, страхование жизни, медицинское страхование - cкидка 5% для посетителей iFin.ru подробнеe >>

Астраброкер 


-=startpage=-
П У Б Л И К А Ц И И


Задача с тремя неизвестными
Роман Базаров

Интернет-технологии сейчас широко внедряются не только в сферу массового информационного обмена, но и в бизнес, экономику и политику, активно влияя на изменение форм предпринимательства, принципов кооперации хозяйственных структур, методов управления, способов социального воздействия и даже характера межличностных связей. Стараясь не отставать от этих уже вполне объективных процессов, государственные власти всех цивилизованных стран в разное время, с несхожих позиций и с неодинаковым успехом взялись за разработку и реализацию проектов своих «электронных правительств», в один голос провозглашая курс на строительство нового общества с высокоэффективным госаппаратом, качество службы которого за счет современного ИТ-фундамента должно неизмеримо возрастать.

Но наличие развитой технологической базы — конечно же, далеко не единственное требование к совершенствованию деятельности правительственных органов, и уравновешенные аналитики идей e-government солидарны с их безудержными критиками в том, что одними лишь программно-аппаратными средствами этой цели не достичь. Времени с начала практического воплощения этих идей прошло уже достаточно, и накопленный в глобальном масштабе опыт позволяет сделать вывод о том, что на объективные результаты административной электронизации огромное влияние оказывает и естественный уровень демократии в стране, и степень образования и подготовленности населения, и — что особенно важно, — сущность не декларируемых, а подлинных намерений, с которыми государство принимается за реконструкцию своей управленческой системы.

Формула электронного правления

Однако при всем несоответствии стартовых условий, организационно-технологических подходов и сегодняшних достижений, основные тенденции обустройства зданий e-government в различных точках земного шара во многом совпадают. Это и не удивительно: ведь специфика — спецификой, а для полноценного функционирования любого электронно-регулируемого государственного комплекса ему необходим отлаженный механизм работы собственных учреждений и институтов плюс взаимодействие с остальными участниками общественно-экономической жизни — гражданами и бизнесами.

Вторжение государства в область деловых отношений Интернета на первых порах проявилось в возникновении новых терминов и условно-структурных направлений онлайновых операций. Пионеры разработки концепций e-government (каковыми, как и в случаях со многими другими web-инициативами, оказались американцы) прежде всего ввели в систему интернет-обозначений в дополнение к уже устоявшимся к тому времени символам B (business) и С (customers) еще и понятие G (government), сведя формализацию (а точнее, формулизацию) задачи построения электронного правительства в упрощенном виде к выражению G2G+G2B+ G2C, где первое слагаемое означает линию связи между разными функциями, органами и уровнями государственной власти по всей ее вертикали, второе — совокупность контактов между правительством и бизнесом, а третье — взаимоотношения государства с населением (C = не только customers, но и citizens). Понятно, что на самом деле все эти псевдоарифметические выкладки мало что давали пониманию стратегии создания этого самого «нового общества», и уж если даже наиболее прогрессивные в технологическом отношении страны с многолетними демократическими традициями изначально сталкивались на этом пути с непростыми проблемами и отводили на полномасштабную реализацию соответствующих проектов десятилетия, то для подотставших в социально-экономическом и ИТ-развитии держав формирование e-government долгое время оставалось неразрешимой задачей с тремя неизвестными. А для некоторых остается таковой и по сей день.

Тем не менее, теоретических разработок и результатов использования доктрины электронного правительства в государственной практике имеется уже довольно много. За последнее время интересные международные и национальные программы перехода к информационному обществу и формирования информационной экономики созданы и выполняются в Великобритании («UK online»), США («Национальная информационная инфраструктура»), Франции («Government Action Program for Information Society»), Австралии (www.nla.gov.au), Канаде (www.canada.gc.ca), Сингапуре (www.gov.sg), Евросоюзе («e-Europe»), центрально-азиатских странах («Электронный шелковый путь»). В Великобритании активно реализуется программа, составленная на основе положений «Белой книги по модернизации правительства» («Modernising Government White Paper»). Полное название программы «Граждане, бизнес, правительство. Стратегическая концепция обслуживания общества в информационную эру» («Е-citizen, e-business, e-government. A strategic framework for public service in the Information Age»), и основная ее цель заключается в анализе возможностей, перспектив и вариантов тотального перехода к «государству информационного века». Помимо проектов межрегионального и национального масштаба, ведутся работы по электронизации государственных функций на уровне органов муниципальной власти: существуют планы «электронных городов», «электронных областей» и «электронных деревень» (проект информатизации пятидесяти европейских городов; хельсинкский проект строительства сети инфо-городов; французский проект малого цифрового города; проект электронной деревни в Блэксбурге; и др.).

Исследовательской службой Конгресса США разработан уже целый цикл документов под общим названием «Руководство по компьютеризации функций государственного управления: секторы, этапы, возможности и вызовы управления в режиме реального времени». «Хотя принципы электронного госуправления охватывают широчайший диапазон видов деятельности и действующих лиц, включающихся в процессы G2G, G2B и G2C, мировая практика свидетельствует о том, что во многих отношениях становым хребтом электронного правительства является первый из этих секторов — сектор взаимодействия органов власти между собой, — пишет один из авторов разработки — Джеффри Зейферт, аналитик в области науки, информации и технологической политики. — Некоторые наблюдатели высказывают мысль о том, что органы управления (федеральные, на уровне штатов и местные) должны укреплять и обновлять свои собственные внутренние системы и процедуры до того, как электронные операции с гражданами и предприятиями смогут осуществляться успешно. Электронное госуправление в секторе G2G предполагает обмен данными и проведение электронных обменов между действующими лицами системы управления. Это предполагает как внутри-, так и межучрежденческие обмены на федеральном уровне, а также обмены между уровнями федерации, штата и местными органами власти».

Начиная с себя

Вполне естественно, что без наличия серьезной мотивации процессы G2G трудно было бы сдвинуть с места. Среди основных объективных мотивов, движущих инициативами электронного госуправления в секторе G2G, специалисты прежде всего отмечают появление прогрессивных законодательных актов. Так, например, действующий в США «Закон о сокращении объемов бумажной документации» стимулирует сокращение сбора информации сверху вниз по вертикали власти, ограничивает требования отчетности перед федеральным правительством и одновременно способствует координации общей правительственной деятельности по управлению информацией. «Закон об обеспечении безопасности компьютеров» требует от федеральных ведомств разработки планов обеспечения информационной безопасности и поручает Национальному институту стандартов и технологий задачу разработки стандартов безопасности компьютеров на федеральном уровне. Так называемый «Закон Клингера-Коуэна» ввел понятие «главного должностного лица по информатизации» в каждом ведомстве исполнительной власти, процедуры децентрализованного и упорядоченного сбора информации в соответствии с информационными технологиями и передал функции планирования и организации инвестирования информационных технологий на государственном уровне в ведение Административно-бюджетного управления США. «Закон о прекращении использования бумажных носителей в работе правительства» требует, чтобы Административно-бюджетное управление взяло на себя руководство процессом приобретения и внедрения технологий, необходимых для замены бумажной документации электронными носителями информации. «Закон о прекращении использования бумажных носителей» также поручает Административно-бюджетному управлению совместно с Национальной администрацией по телекоммуникациям и информации учредить процедуры для использования и принятия электронной подписи в исполнительной ветви федеральной власти.

Одним из ожидаемых преимуществ решений по инвестированию средств в информационные технологии, часто упоминаемых сторонниками этого подхода, является экономия средств, достигаемая повышением скорости деловых операций, сокращающих число работников, необходимых для выполнения этой задачи и улучшающих согласованность получаемых результатов. По мере роста внимания к усилиям по сдерживанию увеличения государственного бюджета растет и интерес к использованию информационно-технологических решений для упорядочения процедур и сокращению затрат. И, как следствие, возрастает внимание, уделяемое федеральными правительствами совершенствованию управления информационной технологией и государственными ресурсами. Усилия по выявлению и заимствованию «наилучшей практики» из других областей государственного и частного секторов помогают стимулировать развитие федеральных инициатив по компьютеризации государственного управления. А региональные и местные органы власти часто воспринимаются как модели для инициатив электронного правительства вследствие той роли, которую они играют в обеспечении предоставления услуг гражданам.

В качестве одного из примеров практически реализованных американскими властями проектов в секторе G2G Джеффри Зейферт приводит систему опоры на прошлые результаты электронных подрядчиков, которая функционирует под руководством Национальных институтов здравоохранения. Эта база данных работает в режиме реального времени и содержит рейтинговые карточки с итогами выполненных правительственными подрядчиками контрактов, оценка которым дается должностными лицами, ответственными за конкретные подряды и проекты. Цель этой системы в том, чтобы помогать учреждениям определять пригодность потенциальных подрядчиков на базе таких критериев, как качество продуктов или услуг, контроль над затратами, своевременное выполнение работ и деловая практика. Информация в базу данных вносится 13-ю учреждениями, включая Агентство по охране окружающей среды, Министерство торговли и Управление общих служб.

Современные средства и методы информатизации государственного управления позволяют реализовывать и более сложные и комплексные решения в сфере G2G. Первым же проектом e-government на территории республики Хорватия стал правительственный портал, предназначенный для обеспечения работы правительства в «безбумажном» режиме. На начальном этапе эта идея была законодательно подкреплена требованием дублирования всего бумажного документооборота электронными копиями. Во-вторых, было утверждено положение, согласно которому электронная подпись приравнивалась в правах к подписи на бумаге. И, наконец, было развернуто строительство инфраструктуры внутренней сети «интранет», которая охватывает все правительственные подразделения и обеспечивает распространение электронных документов. «То, что можно увидеть сейчас на заседаниях правительства, — это только верхушка айсберга. Основная подготовительная работа не видна. С помощью новой системы мы улучшили процесс подготовки заседаний, повысили согласованность действий и подняли качество работы на новый уровень», — утверждает вице-премьер правительства Хорватии Горан Гранчич. В результате работы над проектом были созданы решения для двух больших групп пользователей. В первую группу входят внутренние пользователи из Секретариата и Аппарата Правительства. Вторая группа — это внешние пользователи из различных министерств и других государственных подразделений. Все пользователи работают в общей сети, построенной по интранет-технологии.

Пользовательский интерфейс сервера Microsoft SharePoint Portal Server 2001 работает на хорватском языке и адаптирован к требованиям правительства Хорватии. С этой частью системы пользователи работают при подготовке документов и их дальнейшей обработке. Это значит, что им предоставляется доступ в систему, который проверяется как стандартными средствами с помощью имени и пароля, так и с применением смарт-карт и цифровых сертификатов. Гибкая архитектура портала предоставляет рабочую среду с возможностями настройки для публикации и поиска информации. Механизм управления документами обеспечивает поиск и использование существующей информации в соответствии с нуждами пользователя, публикацию и распространение новых документов, быстрое создание новых информационных порталов для рабочих групп. Создание, управление и распространение документов осуществляются из приложений Office, с помощью Windows Explorer и Internet Explorer. Интерфейс, который используется в процессе заседаний, имеет несложную структуру и интуитивно-понятные подсказки для доступа к той или иной информации, хранящейся в портале. Все необходимые действия, кроме идентификации пользователя, выполняются нажатием пальца на сенсорном экране. Для идентификации используются смарт-карты и ПИН. После регистрации пользователю доступна информация как по текущему, так и по предыдущим заседаниям правительства, а также индивидуальная подборка новостей, личные сообщения от других пользователей, дополнительные средства (для голосования, принятия решений и т. п.) и средства поиска. «Благодаря профессиональному управлению, проект был закончен в сроки и в рамках бюджета. Таким образом мы открыли дорогу следующим информационным проектам в государственной сфере», — констатирует Младен Маухер, представитель Управления по развитию интернет-инфраструктуры правительства Хорватии.

Навстречу бизнесу

Использование Интернета органами управления как одна из возможностей повысить эффективность государственной власти вызывает особое внимание к инициативам в области построения электронных взаимоотношений государства и бизнеса со стороны деловых кругов. Сектор G2B включает в себя как продажу излишних правительственных товаров населению, так и закупки товаров и услуг. Хотя не все прямо зависят от использования информационной технологии, ряд различных методов закупок используется в отношении сектора G2B. Подряд, базирующийся на результатах, — это метод, в рамках которого платеж, производимый подрядчику, базируется на фактических целях и результатах работы. Подряды по принципу участия в сбережениях — это подряды, в рамках которых подрядчик сам платит по производимым расходам по проекту, таким, как установка новой компьютерной системы, и получает оплату из сбережений, возникших из перехода с предыдущей системы на новую. Обратные аукционы, с другой стороны, базируются на использовании информационной технологии и могли бы стать часто используемым методом приобретения товаров, которые стандартизованы и легко оцениваются по качеству, такие, как компоненты устаревших технологий и закупок офисного оборудования. Осуществляемые через Интернет обратные аукционы предполагают открытое участие компаний в торгах друг с другом в реальном режиме времени с целью заполучить правительственный контракт. Цель обратных аукционов состоит в том, чтобы снизить цены до уровня рынка. Вследствие того, что упор делается на цену, обратные аукционы являются наиболее подходящим решением в тех случаях, когда качество и ожидаемое функционирование товара является ясным и легко оцениваемым.

Вышеупомянутый доклад Конгрессу США «Руководство по компьютеризации функций государственного управления…» определяет две основные силы, стимулирующие деятельность сектора G2B. Первая сила — это деловое сообщество. Во многих отраслях экономики широко используются электронные средства для выполнения таких операций, как закупки, продажи и найм. Например, осенью 2000 года автомобильная промышленность создала биржу электронного бизнеса, именуемую Covisint. Covisint обеспечивает среду в режиме реального времени для автомобилестроителей и поставщиков запчастей для покупки и продажи товаров, обмена информацией и сотрудничества по новым продуктам. Кроме того, индустрия программного обеспечения производит постоянно растущее число продуктов, сосредоточенных на переводе обычных деловых операций в режим реального времени. Многие компании хотели бы распространить экономию на затратах, получаемую в их операциях в секторе B2B, на их деловые операции с федеральными, на уровне штатов и местными органами госуправления (B2G).

Вторая важнейшая сила, придающая динамику сектору G2B — растущие требования лиц директивного уровня о сокращении затрат и повышении эффективности госзакупок. Подобно тому, как заинтересованность в эффективности помогает стимулировать инициативы в рамках G2G, многие инициативы G2B активизируются посредством своего потенциала по упорядочению и совершенствованию согласованности трудоемких заданий, таких, как обработка продления лицензий или изменения в пособиях, предоставляемых работникам. Однако существуют известные разногласия по поводу того, должны ли эти усилия централизовать или децентрализовать процесс закупок соответствующими учреждениями. До принятия в США «Закона Клингера-Коуэна» решения о закупках продуктов и услуг в области информационных технологий были в целом децентрализованы, причем такая система опиралась на широко распространенное мнение о том, что децентрализация закупок позволяет учреждениям иметь больший контроль над их собственными проектами и сокращает период времени между поступлением заказа на продукт и его поставкой. Тем временем сторонники централизации подкрепляют свою позицию аргументами того, что единая система закупок способствует снижению затрат за счет агрегирования процедур приобретения аналогичных товаров многими учреждениями и улучшению отчетности путем ограничения числа лиц, уполномоченных вступать в соглашения с поставщиками.

Однако непрекращающиеся дискуссии по поводу того, какой из подходов к организации госзакупок является более продуктивным, не помешали американским властям к сегодняшнему дню выстроить целую сеть онлайновых аукционов, посредством которых осуществляются их сделки с коммерческими предприятиями. Скажем, в ходе web-торгов на сайте Управления общих служб правительства США продаются излишки федеральной собственности: от слесарных инструментов и мебели до индустриальных машин и транспортных средств. А биржа Buyers.gov, принадлежащая Федеральной технической службе, содействует приобретению госучреждениями продукции информационных технологий на условиях острой конкуренции между потенциальными контрагентами правительства.

Власть — народу

Одним из наиболее «продвинутых» в вопросах электронизации институтов американского правительства считается Налоговое управление США (IRS). Помимо возможности работы со всеми видами налоговых ведомостей в режиме реального времени, web-структуры IRS содержат огромный объем информации, позволяющий ответить на разнообразные связанные с налогами вопросы, которые граждане обычно задают, связываясь с Налоговым управлением для получения справки, или же во время визита в одно из подразделений налоговой службы. Информационная система IRS предоставляет гражданам и организациям методы и средства заполнения налоговых ведомостей и оплаты налогов в онлайне, используя опцию e-file. В зависимости от конкретной налоговой ситуации плательщика, e-file может позволить лицу представить необходимую информацию, совершить платежи и получить фактические данные о своем «налоговом состоянии» на конкретный момент.

Таким образом, собственно, и осуществляются операции в третьем секторе электронного правительства — секторе взаимоотношений государства с населением. «Инициативы G2C предназначены для облегчения взаимодействия населения с органами госуправления, что, по существу, и составляет главную задачу e-government, — рассуждает Джеффри Зейферт. — Цель этих инициатив состоит в том, чтобы пытаться сделать такие операции, как продление лицензий и удостоверений, оплата налогов и подача заявлений о пособиях, менее „времяемкими“ и более простыми. Инициативы G2C также часто ставят своей целью расширить доступ к государственной информации посредством использования инструментов распространения информации, таких, как сайты и/или „киоски“. Другой чертой многих инициатив G2C является стремление смягчить полностью нацеленный на учреждение и временами обремененный сложностью процессов характер некоторых функций госуправления».

Некоторые сторонники электронного правительства высказывают мысль о том, что одной из целей осуществления этих инициатив должно быть создание сайта как единого центра для совершения всех покупок и получения всех услуг, где граждане могут выполнять целый ряд задач, особенно тех, которые предполагают обращение в несколько разных госучреждений. Отсутствие необходимости ходить по инстанциям, выстаивать очереди и устанавливать контакты с многочисленными чиновниками — это ли не мечта любого современного гражданина в любой современной стране? Ну а кроме того, потенциальная возможность увеличения инициатив G2C может быть вызвана тем, что они способны содействовать взаимодействию на уровне «гражданин — гражданин» и расширять участие членов общества в государственном управлении посредством создания более широких возможностей, позволяющих преодолевать барьеры как времени, так и географии и тем самым собирая вместе граждан, которые обычно не встречаются друг с другом.

Один из факторов, стимулирующих развитие процессов G2C, — это растущий спрос на электронные услуги государства со стороны населения, особенно молодых граждан и тех, кто привык использовать электронные операции в других областях своей жизни (например в бизнесе). Некоторые наблюдатели ожидают, что спрос населения на услуги электронного правительства существенно увеличится на протяжении последующих десяти лет по мере того, как молодые люди, которые сейчас подрастают и пользуются персональными компьютерами и Интернетом как чем-то само собой разумеющимся в их жизни, превращаются во взрослых людей. Однако исследования, которые демонстрируют относительно низкую политическую активность молодых взрослых людей, указывают на то, что такой «прирост» участия граждан в этих процессах может задержаться на несколько лет. Спрос населения может также стимулироваться усилением значения фактора времени. По мере ощущения гражданами того, как какие-то задачи предъявляют растущие права на их время, они могут начать искать пути сокращения того времени, которое они проводят в очередях и решают какие-то административные задачи. Одним из путей достижения этого является умение совершать обычные операции органов госуправления, такие, как продление лицензии или подача заявления на получение водительских прав в режиме реального времени. По аналогии с проектами в рамках G2G и G2B инициативы в секторе G2C также стимулируются растущим интересом к совершенствованию государственного управления через повышение эффективности и обеспечение более надежных результатов.

Но какими бы путями ни шло развитие процессов G2G, G2B и G2C и какие бы значения авторы разработок ни пытались подставлять в формулу построения электронного правительства, главным вопросом его реальности и эффективности остается вопрос о принципиальной готовности власти к коренному реформированию устоявшейся системы и пересмотру подходов к выполнению своих задач и функций. «По сути дела, речь идет о смене парадигмы государственного управления. Мировой опыт показывает, что модель электронного правительства естественна и привлекательна для тех стран и культур, в которых государство воспринимается как обслуживающая, сервисная структура», — считает Игорь Агамирзян, руководитель Восточно-европейского отдела по связям с научно-исследовательскими организациями Microsoft Research. Суть технологий e-government отнюдь не в том, чтобы автоматизировать существующие относительно дорогие функции управления (информационные отношения). Электронное правительство непременно должно быть более дешевым в пересчете на единицу своих действий (транзакцию). Этого возможно добиться только одним путем — сломав всю старую систему информационных отношений и создав принципиально новую.


07.04.2004Источник: ИнфоБизнес
все публикации | подписка на рассылку

 

-=endpage=-



Размещение информации на сайте | Условия размещения рекламы


Copyright 2000-2010 iFin.ru, e-mail:
создание сайта: Aplex, 2000
TopList Rambler's Top100