25 февраля 2003 года, в Москве начал работу III Международный форум iFin-2003 - крупнейшее специализированное мероприятие, посвященное финансовым интернет-услугам и технологиям. В этой области за последние годы достигнут значительный прогресс. Сегодня уже никто не оспаривает необходимости интернет-банкинга, интернет-трейдинга и Интернет-расчетов. Эти услуги становятся обычными, рядовыми. В то же время остается масса вопросов, на которые банки и финансовые компании должны найти ответы, чтобы сделать более эффективным применение новых электронных технологий. Ответ на эти вопросы и пытались найти участники форума.
Невозможно представить современный банк или брокерскую компанию, у которых не было бы собственного "виртуального офиса" - корпоративного веб-сайта со всей необходимой информацией о компании и тех услугах, которые она предлагает. А все потому, что для существенной и очень привлекательной части клиентов банков и финансовых компаний Интернет стал одним из важнейших источников информации. Не будет большим преувеличением сказать, что сегодня банк, не имеющий собственного веб-сайта, воспринимается как банк без телефона или офиса.
В скором времени также будут смотреть и на банки и финансовые компании, которые не смогут предоставлять свои услуги дистанционно с помощью все тех же Интернет-технологий. Почему? Ответ прост. "Банки, которые стремятся стать лучшими, которые хотят привлечь новых и удержать старых клиентов, вынуждены быть удобными для них, а потому они не могут игнорировать простой факт - самым удобным инструментом взаимодействия с клиентом является Интернет", - считает Александр Береснев, руководитель направления по работе с финансовыми и государственными учреждениями компании Hewlett-Packard.Собственно, для того чтобы помочь банкам и финансовым компаниям разобраться в том, как современные Интернет-технологии могут помочь им в решении различных задач, и проводятся ежегодные форумы iFin, посвященные Интернет-финансам. На iFin-2003 представлены самые современные отечественные и зарубежные разработки, использующие широкие возможности интернет-технологий. Сегодня эти технологии столь разноплановы и многообразны. что уже нельзя обойтись обсуждением вопросов, связанных только с удаленным финансовым сервисом. Хотя, по мнению Юрия Гусева, директора по развитию бизнеса компании CSBI, прежде всего "именно в этом качестве Интернет и используется финансовыми институтами - как канал взаимодействия с клиентами, имеющий существенно меньшую по сравнению с традиционными каналами стоимость совершения транзакции". Но есть и другие задачи, которые можно эффективно решать с помощью Интернета и Интернет-технологий: информирование и привлечение клиентов, создание новых услуг, организация совместной работы и механизмов взаимодействия внутри компании, автоматизация работы филиальной сети банка. И это далеко не полный перечень задач.
Качество использования передовых технологий в бизнесе всегда было одним из важнейших критериев уровня развития компаний. Практика показывает, что применение в бизнесе стратегий и решений, построенных на активном использовании интернет-технологий, позволяет существенно снижать издержки на обслуживание клиентов, облегчает выход компаний на новые рынки, ускоряет вывод на рынок новых продуктов и услуг, делает более эффективным внедрение и использование других прогрессивных технологий.
Например, модные в последнее время решения из сферы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) становятся особенно востребованы при организации сетей розничного обслуживания с помощью интернет-технологий. "За рубежом веб-сайты банков уже активно используют средства персонализации и кон-тент, содержащийся в СRМ-системах, - говорит Борис Розентул, директор по развитию компании "РБК СОФТ". - В ближайшее время и в России мы увидим примеры внедрения интегрированных СRМ-решений, включающих работу с клиентом через Интернет, а также все больше веб-сайтов, тесно вплетенных в общую систему поддержки работы с клиентами".
Еще одним важным направлением развития банковских технологий является участие банков в формировании расчетных механизмов рынка электронной коммерции. Мода на масштабные интернет-проекты прошла, причем не бесследно для бизнеса. Сейчас все не так амбициозно, как год или два назад, но гораздо более прагматично. "Реальный бизнес проявляет живой интерес к различным формам электронной коммерции, и поэтому развитие электронных финансовых сервисов дает возможность банку занять определенные позиции в инфраструктуре электронного бизнеса его клиентов", - считает Сергей Жуков, генеральный директор Faktura.ru.
* * * * *
Как вы оцениваете роль и значение интернет-технологий для решения различных задач в банковской практике?
Борис БРЕЙТМАН, начальник управления автоматизации банка "Авангард": - Эйфория по поводу того, что внедрение Интернет-технологий позволит решить все проблемы развития банковских систем, прошла. Очевидно, что Интернет является самым удобным и перспективным средством коммуникаций. В этом ключе и должны развиваться интернет-технологии. Наш банк уже не первый год предоставляет клиентам возможность получить информацию по своим банковским счетам через Интернет. Кроме того, в стадии внедрения находится обновленная версия системы "Клиент-Банк", которая позволит корпоративным клиентам использовать Интернета качестве канала обмена информацией.
Андрей ПРОНИН, начальник у правления внедрения и эксплуатации АСУ АКБ "Автобанк": - С развитием Интернет-технологий у банков появился новый перспективный (и сравнительно низкозатратный - это важно) канал продаж, используя который можно предлагать услуги как частным, так и юридическим лицам. В настоящее время активно развиваются и совершенствуются системы удаленного обслуживания клиентов. Самые известные из таких приложений - это "Клиент-Банк" для юридических лиц и "Домашний банк" (в Автобанке - "ИнтернетСервисБанк") для частных лиц.
Андрей ЛОНШАКОВ, советник заместителя председателя правления Росбанка: - Интернет-технологии пока не привнесли в банковское дело (по крайней мере, у нас в стране) больших качественных изменений - по сравнению, например, с российским фондовым рынком, где через Интернет заключается, по некоторым оценкам, до 50% сделок.
Тем не менее Интернет-технологии заняли свое место в отдельных направлениях банковского бизнеса. В первую очередь, это рекламно-информационная функция и дистанционное банковское обслуживание клиентов на разных секторах рынка (интернет-банкинг, интернет-трейдинг. система удаленного доступа депозитария).