Потребности россиян в банковских услугах в последнее время растут, и притом весьма активно. На первый взгляд пластиковые карточки, интернет-банкинг - лишь дань моде. Но это не так: вместе с ростом благосостояния происходит и увеличение спроса на более "зрелые" финансовые у слуги. О том, какие новые направления банковской деятельности интересны частным лицам в настоящее время, наш корреспондент беседует с заместителем директора департамента розничного бизнеса БИН-Банка Сергеем Горащенко.
- Сергей, 2002 год характеризовался бумом на рынке розничных услуг, а борьба за вкладчика приобрела весьма агрессивный характер. Сохранится ли эта тенденция в 2003 году?
- В этом году на рынке вряд ли будет затишье - пока интерес банков к розничному сегменту лишь растет. А вот форма конкурентной борьбы, скорее всего, претерпит изменения. В течение долгого времени и по сей день на банковском рынке превалируют методы ценовой конкуренции, однако возможностей снижать стоимость банковских услуг у банков становится все меньше. Теперь конкуренция должна перейти в другую плоскость: в сферу повышения качества услуг, их удобства и оперативности.
- У Вашего банка уже есть проекты в этом направлении?
- Да. Одна из таких программ, которую мы представили в начале февраля этого года, нацелена на использование технологии автоматизированного банковского самообслуживания. Первый автоматизированный офис банковского обслуживания, в котором клиент в любое время суток может самостоятельно провести традиционные банковские операции (обмен валюты, пополнение счета карты наличными, оплата за мобильную связь, снятие наличных по банковской карте), уже введен в действие, и до конца года планируется увеличить количество таких офисов до десяти.
- Но ведь подобные услуги сейчас уже предлагаются отдельными банками. Чем может заинтересовать клиента именно Ваш проект?
- Во-первых, продуктовый ряд, предлагаемый в офисе банковского самообслуживания, уже сейчас состоит из 5 видов розничных услуг. Второй этап проекта направлен на расширение продуктового ряда до 12 видов банковских услуг. Такой концентрации услуг, предоставляемых в режиме самообслуживания, круглосуточно, в одном месте, пока российскими банками не предлагается.
Во-вторых, все операции, проведенные клиентом в офисе банковского самообслуживания, обрабатываются банком в режиме on line. Так, при пополнении карточного счета, средства, внесенные наличными на счет, становятся доступными для осуществления расчетов по карте моментально по завершении операции пополнения. По такому же принципу обрабатываются и другие операции. Обслуживание в режиме реального времени - это принципиальное требование, заложенное в реализацию проекта, которое мы будем выдерживать и в дальнейшем при расширении продуктового ряда офиса банковского самообслуживания.
- Помимо программы "Банковского самообслуживания", какими еще новшествами Вы намерены порадовать своих клиентов? Грядут ли изменения в структуре депозитных вкладов?
- По результатам проведенной рекламной кампании, посвященной 9-летию БИН-Банка, в ходе которой предлагался вклад "БИН-9 лет", мы решили изменить условия предлагавшегося и ранее "БИН-Вклада", сделав новые условия максимально приближенными к условиям вклада "БИН-9 лет". Такое решение мы приняли исходя из роста интереса вкладчиков к банку в период проведения рекламной кампании и нашего желания сохранить и укрепить этот интерес.
- Какие изменения ожидают "пластиковую" программу Вашего банка?
- Совсем недавно БИН-Банк начал эмитировать кредитные карты VISA Platinum. А в апреле этого года мы планируем начать массовую эмиссию полноценных кредитных карт на базе международных пластиковых карт VISA и MasterCard. Держатели таких карт, совершая покупки, смогут осуществлять платеж на сумму большую, чем остаток на счете, в пределах лимита, определенного условиями кредитования. Появление такого продукта давно и уже весьма остро востребовано рынком.
- Для получения кредитной карточки существуют довольно жесткие требования. Не отпугивают ли они потенциальных клиентов?
- Если банк выдает кредитную карту, не анализируя финансового состояния будущего держателя, стоит задуматься о надежности такого банка. И, наоборот, видя серьезный подход к оценке кредитоспособности держателя кредитной карты, клиенты понимают, что они доверили свои операции профессионалам. Поэтому нам бы хотелось, чтобы держатели кредитных карт были людьми, умеющими и желающими осмысленно управлять своими деньгами. А наш банк, со своей стороны, постарается сделать этот процесс максимально удобным, быстрым, эффективным и безопасным.