Система Телебанк Гута Банка, введенная в действие в октябре 1997 г., стала первой российской системой дистанционного банковского обслуживания физических лиц. Несмотря на последовавший в 1998 г. кризис банковской системы и почти три года затишья на розничном банковском рынке России, Гута-Банк развивал систему, наполняя ее новыми возможностями и увеличивая количество клиентов, пользующихся этой услугой. В 1999 году было введено обслуживание клиентов через Интернет, в 2000 году стал доступен WAP-банкинг, в 2001 году к обслуживанию были подключены региональные филиалы Банка, а в текущем году введена система оповещения клиентов по различным каналам связи, включая SMS. В настоящее время Система Телебанк является одной из немногих реально действующих в России систем дистанционного банковского обслуживания частных лиц и, пожалуй, единственной, прошедшей проверку временем системой, в которой наработан неоценимый опыт многоканального обслуживания клиентов. По наиболее важным характеристикам - функциональным возможностям, мобильности и удобству пользования системой, интегрированности с другими банковскими продуктами, доступности в регионах и обеспечению безопасности хранения и передачи финансовой информации - Система Телебанк не имеет аналогов. Среди российских банков Гута Банк - единственный, предлагающий клиентам наибольшее количество возможностей проведения операций как самостоятельно через Интернет, телефон в режиме тонового набора, WAP, так и через операторскую службу. При этом клиентам предлагается адекватная защита информации в виде гибкой многоуровневой системы безопасности. Благодаря Системе Телебанк клиенты могут круглосуточно без посещения банка совершать практически любые банковские операции: оплачивать коммунальные и другие услуги (охрана, страховка, стоянка, домофон, спутниковое телевидение, обучение), услуги операторов сотовой связи и интернет-провайдеров, покупать и продавать валюту, совершать переводы в рублях и инвалюте, размещать и закрывать срочные вклады, оплачивать счета за междугородние и международные переговоры, переводить средства со своего счета в банке на пластиковую карточку и с пластиковой карточки на счет. Для упрощения проведения операции клиентами и ускорения прохождения платежей Банк установил партнерские отношения с получателями платежей, среди которых ведущие телекоммуникационные компании и крупнейшие операторы сотовой связи. Целевая аудитория дистанционного банковского обслуживания очень широка - это пользователи Интернета, услуг связи, держатели пластиковых карт, физические лица, ценящие свое время и не чуждые технического прогресса. Причем эта аудитория постоянно расширяется в связи с экономическим ростом в России: люди уже думают о качестве жизни, а не только о выживании. О росте целевой аудитории говорит более чем четырехкратный рост числа пользователей Интернета за последние два года и еще более значительное расширение абонентской базы сетей сотовой связи. По данным фонда "Общественное мнение" в настоящее время количество пользователей Интернета в России составляет 8,8 млн. человек - или 8% от взрослого населения страны. В связи с этим представляется закономерным увеличение с каждым годом доли операций, проведенных клиентами Системы Телебанк через Интернет: в 2000 г. - 32% от общего количества операций, в 2001 г. - 52%, в 2002 г. - 66%. За последние три года структура операций в Системе Телебанк претерпела заметные изменения - общий удельный вес банковских операций (депозиты, обмен валют, пластиковые карты) в Системе увеличился и по удельному количеству и по удельной сумме операций. При этом удельный вес платежных операций несколько снизился (коммунальные платежи, оплата услуг провайдеров). Еще больше снизился удельный вес операций с наличными средствами. При этом удельный вес переводов средств практически не изменился ни по количеству операций, ни по сумме. На наш взгляд, все это говорит о том, что возможности Системы Телебанк стали использоваться клиентами более полно - не только для проведения платежей, но и в большей мере для управления средствами и накопления. Особенно заметно увеличение удельного веса операций по вкладам, что говорит о растущем доверии клиентов к дистанционному обслуживанию. В настоящее время количество клиентов, обслуживающихся в Системе Телебанк, превысило 5,3 тыс. человек, причем 84 % из них зарегистрированы в Москве. Ежемесячный оборот средств в Системе Телебанк превышает 4 млн. долларов США. Через Систему Телебанк размещено срочных вкладов на сумму более 1,2 млн. долларов США. Услуги Системы Телебанк предоставляются в 20 региональных филиалах Гута Банка, в 2003 г. планируется подключить к Системе 12 подмосковных филиалов. В ближайших планах Гута Банка намечена реализация в Системе Телебанк SMS-банкинга, завершение подключения подмосковных филиалов и создание в рамках Системы Телебанк новых сервисов.