Rambler's Top100
  интернет финансы главная | карта | поиск | | реклама  
главнаяИнтернет-банкинг  Публикации  Интернет Финансы Банки и сеть: брак по расчету Интеграция банковского бизнеса будет усиливаться

XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
Новости
Публикации
События
Ресурсы
Глоссарий
Партнеры
О проекте
Форум

Решения:

Интернет-банкинг


Интернет-трейдинг


Интернет-страхование


Интернет-расчеты


Безопасность

Aplex.ru Разработка веб-сайтов

Intersoft Lab (17.06.11)

XXIV Международный Форум iFin-2024 "Электронные финансовые услуги и технологии"

X Международный Форум ВБА-2023 «Вся банковская автоматизация»

XIII Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2023»

Рекомендуем:

Итоги XVI Международного Форума iFin-2016, 9-10 февраля 2016


Спецпредложение:

Автострахование, страхование автомобиля, страхование жизни, медицинское страхование - cкидка 5% для посетителей iFin.ru подробнеe >>

Астраброкер 


-=startpage=-
П У Б Л И К А Ц И И


Банки и сеть: брак по расчету
Иван Комиссаров

Не секрет, что на протяжении всего 2000 года логика развития российского интернета шла при полном отрицании принципа бритвы Оккама - "не умножайте сущностей без необходимости". Как грибы после дождя плодились порталы, сервисы, новостные проекты, которые создавались ради моментальной раскрутки и последующей перепродажи. Индикаторами веса проекта становились не реальные финансовые показатели, а размер привлекаемой аудитории - фактор, безусловно, важный, однако не единственный и не всегда говорящий о преуспевании. При этом оценка аудитории того или иного ресурса также не отвечала элементарным требованиям и сводилась к набору общих цифр о количестве просмотренных страниц и уникальных посетителей.

Падение NASDAQ положило конец гонке трафиков, урезало финансирование большинства новоявленных "лидеров рынка", что в дальнейшем привело к банкротству и исчезновению большинства из них. Оправдались негативные прогнозы, касающиеся ближайшего будущего большинства новоявленных "гигантов" российского интернет-бизнеса. Резкий спад инвестиционной активности на мировом hi-tech рынке зеркальным образом отразился на России. Инвесторы, изначально ориентированные на достижение максимальной рыночной капитализации в короткие сроки и на дальнейшую перепродажу проекта, сменили ориентиры. Если раньше на мировом и российском интернет-рынках главенствовал принцип "высокая капитализация тождественна высокому трафику", то в настоящий момент "высокая капитализация тождественна доходу компании". Инвесторы не желали повторять ошибок западного рынка - в связи с этим российские получатели венчурных инвестиций уже к исходу 2000 г. почувствовали острую нехватку средств.

В ноябре 2000 г. началось то, чего ожидали - оптимизация бизнеса сетевых компаний. Причем первыми пострадали так называемые дутые проекты, ориентированные на быструю перепродажу, а потому крайне нерационально расходовавшие средства для придания компаниям "рыночного лоска" (скоропалительный выпуск огромного количества сырых проектов, недобросовестная накрутка посещений ресурсов путем перенаправления трафика с популярных сайтов).

Однако нельзя говорить о том, что эпоха "золотой лихорадки" в рунете прошла бесследно и не привела к каким-либо существенным изменениям в архитектуре сети. Благодаря значительным финансовым инвестициям уровень контентных ресурсов и сервисов вышел на качественно новый уровень, фактически был заложен фундамент для строительства и развития инфраструктуры сети как бизнес-среды; быстрый рост интернет-аудитории в России создал предпосылки для реального роста как рынка интернет-рекламы, так и других сегментов онлайн-бизнеса. Интернет-холдинги, сумевшие удержаться на плаву после масштабного урезания инвестиций, столкнулись с необходимостью заняться презренным делом - зарабатыванием средств, и все больше стали напоминать классические западные компании, что выразилось в ряде шагов: во главе, как правило, встали грамотные менеджеры-управленцы, за счет пока еще немногих специалистов были усилены службы продаж, резко интенсифицировалась деятельность в сфере предложения рекламных услуг, поиска новых эффективных бизнес-схем, основанных на использовании так называемой сервисной составляющей интернет-аудитории.

Если на первом этапе развития рунета в структуре пользователей преобладали люди, воспринимающие сеть исключительно как источник бесплатного качественного контента, то к 2001 г., к удивлению исследовательских компаний, была зафиксирована готовность значительной части аудитории пользоваться платными сервисами, предоставляемыми в интернете. К таковым можно отнести услуги, входящие в классический набор B2C: электронные магазины, службы доставки, платные информационные, а также банковские услуги. В настоящий момент можно говорить о том, что старая "портальная" схема функционирования крупнейших сетевых ресурсов изжила себя - интернет-порталы начинают активно диверсифицировать источники доходов, стараясь снизить зависимость от интернет-рекламы как единственного источника финансовых поступлений.

Новейшие интенции порталов в этой области имеют под собой серьезные основания, связанные со стремительно меняющимися характеристиками интернет-аудитории. Так, аудитория ресурсов портала Рамблер, посвященных финансовой тематике, составляет более 70 тыс. человек в месяц. Количество пользователей, использующих поисковые возможности портала для поиска актуальной информации на тему "бизнес и финансы", и того больше - свыше 100 тыс. Учитывая постоянно растущие цифры о количестве подключенных к сети пользователей, можно вполне обоснованно сделать вывод о практически полном охвате сетью и Рамблером, в частности, так называемой банковской, или, что еще шире, деловой аудитории России. На протяжении последних полутора лет прослеживается четкая тенденция переориентации поисковых запросов от популярных тем (музыка, MP3-файлы, развлечения) в сторону такой экзотической в прошлом темы, как банки.

Банковская тематика в рунете получает новое звучание за счет ряда факторов:

- кризис доверия российским банкам, имеющий давнюю историю, восходящую своими корнями задолго до 1998 г.;

- надвигающийся кризис ликвидности большинства средних по капиталу банков, связанный с отсутствием в структуре собственности мощных сырьевых и промышленных составляющих, способных "спасти" кредитную организацию за счет собственных финансовых ресурсов;

- общий кризис российской банковской системы, основанный на универсальности большинства банков, работающих на рынке услуг, что чревато проблемой недостатка привлеченных средств.

В силу перечисленных факторов перед большинством кредитных организаций стоит проблема расширения бизнеса, ориентированного в первую очередь на привлечение большего количества клиентов. В условиях превращения российского сегмента сети интернет в сложную, насыщенную бизнес-среду особую актуальность приобретают такие направления банковского бизнеса, как интернет-банкинг (как корпоративный, так и персональный), функционирование в сети платежных систем, "пластиковые" программы. По мнению специалистов, интернет - это как раз та область, которая может помочь коммерческим банкам в их продвижении на рынке розничного обслуживания. Но по различным оценкам услуги интернет-торговли и интернет-банкинга во многом на текущий момент не востребованы.

После кризиса 1998 года банковская система пока еще в процессе созревания. Тем не менее, по оценкам специалистов Гута-банка, число людей, подготовленных для того, чтобы воспользоваться интернет-сервисом в России, достаточно велико - только в Москве оно измеряется сотнями тысяч, каждый десятый москвич готов пользоваться высокотехнологичными услугами и оплачивать их, а для этого ему просто необходимы удобные способы оплаты, в том числе дистанционные. Со временем потенциальных клиентов станет еще больше. Рыночные реформы расширяют сферу платных услуг населению, увеличивают количество коммунальных платежей. Так что интернет-банкинг в России имеет все же неплохие шансы на распространение при условии поступательного развития экономики, роста сферы услуг и благосостояния людей.

Безусловно, рунет пока рано сравнивать со сказочной страной Эльдорадо, однако уже сейчас можно говорить о больших качественных изменениях российской аудитории сети. Фактически аудиторию российского интернета сегодня составляет средний класс и студенты. И если еще совсем недавно банки могли относительно спокойно игнорировать пусть невысокий, но все же существующий спрос населения на банковские интернет-услуги, поскольку это не могло существенно повлиять на их рыночное положение, то сейчас наступают другие времена.

Средний класс в России чувствует себя все увереннее, растет потребление как товаров повседневного спроса, так и длительного пользования, увеличивается спрос на платные услуги и, что особенно радует, продолжают расти сбережения. Все это уже сейчас заставляет потребителей чаще обращаться к услугам банков и не только банков. Те ниши, в которых банки оказываются не очень расторопны (платежи без открытия счетов, предоплаченные финансовые продукты, интернет-расчеты), тут же занимают более мобильные финансовые компании. Помимо собственно благоприятных коммерческих перспектив интеграция банковского бизнеса в сеть - залог конкурентоспособности российского финансового сектора в борьбе за клиента. Так, в соответствии с прогнозом The Economist "A Survey of E-Business" предприятиям в Восточной Европе придется освоить электронную коммерцию, чтобы продолжать сотрудничество с международными партнерами и чтобы справиться с возрастающей международной конкуренцией.

Развитие бизнеса через сеть и в сети сейчас является одним из ключевых факторов конкурентоспособности. Более того, виртуализация банковских сервисов в среднесрочной перспективе способна существенно сократить издержки, связанные с необходимостью содержания огромного количества отделений и филиалов по всей стране. В этом плане показателен пример Дойчебанка, объявившего о масштабной реструктуризации своих отделений и перевода значительной части розничных операций в интернет.

Сложившаяся архитектоника рунета, базирующаяся на главенстве нескольких крупных ресурсов - порталов, аккумулирующих и разводящих по сети основные массы пользователей, значительно облегчает задачи продвижения финансовых институтов через интернет. Фактически используя технологии и пользовательские ресурсы интернет-портала, банк решает несколько задач сразу. Это и проведение масштабных промо- и рекламных акций как самой кредитной организации, так и отдельных банковских продуктов, сравнимых по степени охвата целевых аудиторий с офлайновыми рекламными аналогами (ежедневная аудитория интернет-портала Рамблер составляет более 400 тыс. уникальных посетителей). Помимо предоставления эффективных рекламных услуг порталы способны стать своеобразной "точкой входа" в интернет для операторов банковского бизнеса, основанной на реализации многочисленных партнерских программ, призванных перенаправлять пользовательские потоки в необходимом направлении и потенциально создавать клиентскую базу в интернете для банка-партнера.

Час пробил, и с большой долей уверенности можно сказать, что грядущий 2003 г. в интернете пройдет под знаком усиливающейся интеграции банковского бизнеса в сеть.
21.08.2002Источник: Независимая газета № 157, 2002
все публикации | подписка на рассылку

 

-=endpage=-



Размещение информации на сайте | Условия размещения рекламы


Copyright 2000-2010 iFin.ru, e-mail:
создание сайта: Aplex, Дизайн: Максим Черемхин
TopList Rambler's Top100