Rambler's Top100
  интернет финансы главная | карта | поиск | | реклама  
главнаяФондовый рынок России  Публикации  Интернет Финансы Интернет-трейдинг: перспективы умеренно оптимистичные Современное развитие информационных технологий стремительно меняет "лицо" фондового рынка. Все больше инвесторов начинают отдавать предпочтение интерактивному метолу веления торгов ценными бумагами, при котором они имеют возможность получать информацию о рынке в режиме реального времени и посылать заявки на пролажу или покупку ценных бумаг своему брокеру через Интернет, а не передавать их лично или по телефону.

XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
Новости
Публикации
События
Ресурсы
Глоссарий
Партнеры
О проекте
Форум

Решения:

Интернет-банкинг


Интернет-трейдинг


Интернет-страхование


Интернет-расчеты


Безопасность

Aplex.ru Разработка веб-сайтов

Intersoft Lab (17.06.11)

XXIV Международный Форум iFin-2024 "Электронные финансовые услуги и технологии"

X Международный Форум ВБА-2023 «Вся банковская автоматизация»

XIII Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2023»

Рекомендуем:

Итоги XVI Международного Форума iFin-2016, 9-10 февраля 2016


Спецпредложение:

Автострахование, страхование автомобиля, страхование жизни, медицинское страхование - cкидка 5% для посетителей iFin.ru подробнеe >>

Астраброкер 


-=startpage=-
П У Б Л И К А Ц И И


Интернет-трейдинг: перспективы умеренно оптимистичные
Современное развитие информационных технологий стремительно меняет "лицо" фондового рынка. Все больше инвесторов начинают отдавать предпочтение интерактивному метолу веления торгов ценными бумагами, при котором они имеют возможность получать информацию о рынке в режиме реального времени и посылать заявки на пролажу или покупку ценных бумаг своему брокеру через Интернет, а не передавать их лично или по телефону. Рост интереса российских профессиональных участников рынка ценных бумаг к использованию сети Интернет для операций на фондовом рынке стал заметен с 1999 г. С нашим корреспондентом беседует начальник Управления Интернет-проектов и электронной коммерции ТрансКредитБанка Константин Базаркин.

- Каков сейчас примерный объем торговли ценными бумагами в сети Интернет, в Рунете?
- Ежедневный торговый оборот ценных бумаг посредством РУНЕТ я оцениваю примерно в 10-12 млн. долл. США. Если говорить об объеме торговых операций с ценными бумагами в масштабах всей сети Интернет, то цифры отличаются от российских на несколько порядков.

- Какие системы для торговли акциями в сети Интернет сегодня используются российскими банками, чем они отличаются друг от друга?
- В России существует порядка полутора десятков сертифицированных решений для торговли ценными бумагами в режиме реального времени. Они отличаются друг от друга функциональностью и возможностью для пользователя работать либо с помощью специального программного обеспечения, распространяемого на дискетах (технология "толстый клиент"), либо из стандартного окна браузера (технология "тонкий клиент").
В нашем банке разработана технология, позволяющая клиенту через сеть Интернет осуществить все необходимые действия по открытию брокерских счетов, проведению торговых операций, зачислению или отзыву денежных средств, переводу ценных бумаг.Для удобства пользователей мы создали отдельный тематический сайт www. express-trading, ru, который полностью посвящен брокерскому обслуживанию. На сайте можно не только ознакомиться со всеми документами, но и бесплатно пройти обучение с помощью программы-тренажера.
Учебная и так называемая боевая системы торговли основаны на одном источнике информации, т.е. при работе с учебной системой наш клиент видит реальный рынок и имеет возможность, основываясь на реальных данных, строить свою стратегию, формировать виртуальный портфель. Виртуальные деньги, которые даются в учебной системе, клиент может потратить по своему разумению и оценить затем свои успехи или неудачи.

- По каким критериям клиент-инвестор выбирает брокера для торговли в сети?
- Если ответить коротко, то по ориентированности брокера на потребности клиента. А вообще это вопрос комплексный. Решение о начале проведения операции в сети обычно не появляется просто так. Как показывает наша практика, этому предшествует некоторый опыт работы с банком (открытие расчетного или текущего счета, депозита, карточные программы и др.). После того как эти услуги освоены, возникает желание поработать на новом направлении. То же касается и клиентов брокерских компаний, которые сначала "пробуют" традиционные услуги. В любом случае первый этап, который проходят все потенциальные клиенты, - это знакомство с системой торговли в сети. Здесь проявляется и первый критерий для выбора партнера - наличие у него каких-либо обучающих программ. Это может быть программа-тренажер торгов, т.е. система, аналогичная реальной торговой системе, где можно просто понажимать кнопки без каких-либо финансовых последствий. Это может быть и учебный семинар, который проводит профучастник для потенциальных клиентов, где знакомит их с технологиями работы в Сети. Первичные знания об Интернет-торговле можно почерпнуть и из общедоступной литературы.
На втором этапе перед потенциальным инвестором стоит вопрос выбора стратегии. Чтобы начать операции, ему необходимо ответить для себя на вопросы: на какой срок он готов размещать деньги на рынке, какова его готовность к риску и др., и в зависимости от этого определить свои последующие шаги. Определив, в каком режиме ему максимально комфортно работать, клиент подбирает себе брокера.
Очень важным аспектом при выборе брокера является информационное сопровождение клиента. В этой сфере сейчас очень активно работают информационные агентства, которые предоставляют специальные информационные продукты для инвесторов через Интернет. Если клиент начинает работать в режиме реального времени, то для него очень важно, предоставляются ли такие услуги информагентств на сайте профучастника и даются ли профучастником какие-либо собственные рекомендации. Солидные инвестиционные компании и банки могут позволить себе содержать для этих целей большой штат аналитиков, которые на регулярной основе дают обзоры рынка, помогающие клиентам быстро ориентироваться в ситуации, и при необходимости переформировывать портфель.

- Используются ли профучастниками какие-нибудь специальные приемы, чтобы привлечь клиентов? Например, низкие комиссионные?
- Очень популярное сейчас направление - маржинальная торговля, когда профучастник предоставляет клиенту заемные средства в виде денежных средств или ценных бумаг на ограниченный срок (от одного до нескольких дней), что позволяет резко улучшить исходную позицию клиента. Клиент платит за это некоторую дополнительную плату, но и доход его может существенно возрасти. Маржинальная торговля, правда, относится к сфере высокорисковых операций, которые с прошлого года пытается регулировать ФКЦБ России. Основной интерес от маржинальной торговли для профучастников состоит в увеличении размера своих комиссионных.
Однако размер комиссионных не является основополагающим критерием в пользу того или иного профучастника. В этом смысле рынок сейчас практически однороден. Предпринимаются, конечно, определенные маркетинговые ходы, например, при запуске нового продукта - чтобы привлечь клиентов, профучастник может декларировать пониженное комиссионное вознаграждение. Но это носит временный характер, и через некоторое время рыночные ставки возвращаются, так как никто не хочет идти на снижение доходности своего бизнеса. В целом тарифная политика отстраивается таким образом, чтобы стимулировать клиента держать на рынке достаточно большой объем средств либо при небольшом портфеле увеличить частоту сделок. В большинстве случаев комиссия взимается от оборота. Размер комиссии колеблется от 0, 3-0, 5% (на маленьких суммах) до 0, 1% (при объеме средств в 10 тыс. долл.).

- С какой минимальной суммой можно начать торговлю ценными бумагами в Интернете?
- Порог вхождения в рынок интернет-торговли никто специально не устанавливает. Его определяет экономическая целесообразность - денег должно хватить на то, чтобы купить минимально эффективный пакет бумаг. Накладные расходы, связанные с депозитарным и расчетно-кассовым обслуживанием, должны быть сопоставимы с суммой инвестиций. На мой взгляд, оптимальной начальной суммой является рублевый эквивалент 3 тыс. долл. США.

- Почему крупный брокер для клиента предпочтительнее небольшой инвестиционной компании?
- Как я уже отметил, обучающие программы, набор стратегий и информационное обеспечение составляют тот "джентльменский набор", которым стараются располагать все более или менее крупные компании, нацеленные на работу с Интернет-клиентами. Но на рынке есть примеры, когда и начинающие компании, проводя агрессивную рекламную, маркетинговую политику, добиваются результатов, сопоставимых с теми, которые имеют более устойчивые, но менее рекламируемые фирмы.
В целом следует отметить, что отношение потенциальных клиентов к профессиональным посредникам на первом этапе достаточно скептическое. Тот факт, что эти люди имеют необходимые лицензии и сертификаты, могут дать квалифицированный совет и в последующем профессионально и открыто работать на рынке с вашими деньгами, вначале мало учитывается. Это специфика российского клиента. Все стремятся сразу самостоятельно провести хотя бы несколько операций, и только после того как наступает некоторое разочарование от такого опыта, люди начинают обращаться за услугами к профессионалам.

- Каковы перспективы on-line торговли акциями в России?
- Переход в новое тысячелетие охарактеризовался для человечества переходом от индустриального общества к информационному обществу. Одной из доминант в развитии информационного общества является ускоренный информационный обмен данными между его участниками. Появление и развитие интернет-трейдинга в России свидетельствует о нашей причастности к глобальному процессу.
Рынок on-line торговли акциями в нашей стране будет развиваться прямо пропорционально развитию самого Интернета. Чем больше у нас станет качественных линий связи, чем активнее будет идти популяризация современных технологий, тем больший интерес появится к подобного рода услугам, тем быстрее рынок пополнится новыми клиентами.
Закономерный вопрос о том, насколько большую прибыль можно получить, занимаясь интернет-торговлей, напрямую сопряжен со степенью риска. Если сравнивать с депозитом в банке, то и риск, и доходность он-лайновых операций в разы его превышают. Это, конечно, зависит от того, насколько продумана стратегия игрока на рынке. Сейчас преобладают спекулятивные операции, но со временем ситуация начнет меняться в пользу долгосрочных инвестиций.

- Что из себя представляет, по вашему мнению, средний частный клиент он-лайн брокера?
- На рынке он-лайновой торговли присутствуют две категории клиентов: институциональные инвесторы и частные лица. К первой категории относятся организации, в штате которых находятся специалисты, занимающиеся исключительно отслеживанием состояния портфеля ценных бумаг их организации. Под управлением подобного специалиста может находиться как портфель, сформированный за счет средств организации, так и портфель, сформированный за счет средств клиентов. Как правило, операции осуществляются специалистами, имеющими соответствующие квалификационные аттестаты ФКЦБ РФ.
Доля розничных инвесторов - физических лиц в этом сегменте рынка тоже значительна и составляет более половины от общего числа участников. Среднестатистический клиент он-лайн брокера - это мужчина 30-35 лет с высшим образованием, оперирующий собственными средствами в сумме примерно 10 тыс. долл.
На этом рынке достаточно большое число "продвинутых" игроков, которые в прошлом были сотрудниками банков или инвестиционных компаний. Когда после кризиса 1998 г. спрос на этих специалистов резко упал, некоторые из них вообще ушли из инвестиционного бизнеса, а другие начали работать за счет собственных средств. Теперь они уже не хотят возвращаться в офисы и предпочитают работать на рынке самостоятельно. Среди этой категории большая доля спекулятивных игроков, у которых есть определенная стратегия, и они стараются все время "быть в рынке".
Сейчас отмечается тенденция активного приобщения к интернет-трейдингу студентов. Многие банки предоставляют молодым клиентам даже специальные кредиты для "раскрутки" собственного он-лайнового бизнеса.

- Какое значение может иметь принятие Закона об электронной цифровой подписи для объемов рынка Интернет-торговли ценными бумагами?
- На мой взгляд, принятие этого закона непосредственно не повлияет на изменение объемов существующего российского рынка интернет-торговли ценными бумагами. Наличие электронно-цифровой подписи дополнительно увеличивает защищенность обмена информацией между клиентом и брокером. Насколько я знаю, все существующие системы торговли в сети уже используют в той или иной степени алгоритм криптозащиты передаваемых данных.

- Отразились ли на рынке Интернет-торговли ценными бумагами кризис на мировом рынке Интернет-технологий и рецессия на американских рынках?
- Крушение надежд на устойчивость американского фондового рынка в конце 2000 г. вызвало определенный пессимизм в отношении оценки перспектив IТ-компаний. Принимая во внимание тот факт, что под новые технологии таких компаний были аккумулированы очень значительные по объемам инвестиции, разочарование и недоверие к любому интернет-бизнесу и вложению средств в его развитие стало очень характерно для первой половины 2001 г. Одномоментно наступило "охлаждение" к целому комплексу бизнес-моделей, включая самые здравые и перспективные. В то же время я бы не стал оценивать 2001 г. как технологический регресс Интернет-технологий в целом. Скорее всего на рынке подобных технологий наметились новые сильные игроки - Россия и Китай. Для IТ-компаний нашей страны 2001 г. стал чрезвычайно удачным. Тогда как рецессия в США, в свою очередь, привела к определенному замедлению развития IТ-индустрии и в Европе.
Я смотрю на развитие рынка интернет-торговли в нашей стране с умеренным оптимизмом.
17.05.2002Источник: Банковскае дело № 4, 2002
все публикации | подписка на рассылку

 

-=endpage=-



Размещение информации на сайте | Условия размещения рекламы


Copyright 2000-2010 iFin.ru, e-mail:
создание сайта: Aplex, Дизайн: Максим Черемхин
TopList Rambler's Top100