Интернет в России продолжает набирать силу. Оптимизация и перенос в Интернет бизнес-процессов становится устойчивой тенденцией. Можно ожидать, что в ближайшие годы Интернет изменит профиль банковского обслуживания предприятий, поднимет его на качественно другой уровень. По оценкам ряда экспертов, к 2005 г. более половины российских банков будет применять системы удаленного обслуживания, а их пользователями станут 8-10 миллионов человек. Всего несколько лет назад новое, перспективное направление банковского обслуживания предприятий развивали лишь первопроходцы - Автобанк, Гута-Банк и "Менатеп СПб". А сегодня, по данным компании "Интернет-маркетинг", уже более 110 российских банков (около 8% от их общего числа) предоставляют своим клиентам банковские услуги через Интернет.
Быстрый и дешевый транспорт Важной задачей, стоящей сегодня перед российскими предприятиями, является повышение эффективности управления финансовыми ресурсами при одновременном сокращении издержек на автоматизацию. Как показывает практика, удаленное банковское обслуживание предприятий через Интернет оказывается значительно динамичнее и экономичнее как классической схемы, так и схемы на основе системы класса "Банк-Клиент". У бухгалтера малого предприятия отпадает необходимость в личных визитах в офис банка для передачи и получения платежных документов. Благодаря встроенным в системы Интернет-банкинга средствам контроля, исключается вероятность "холостых пробегов" из-за неточностей в заполнении документов. Транспортную функцию берет на себя сеть. Бухгалтер среднего и крупного предприятия, на котором, как правило, уже установлена система класса «Банк-Клиент» также оказывается в выигрыше. Выходя на связь с банком в соответствии со своим рабочим графиком, он самостоятельно планирует отправку и получение финансовых документов. Системы удаленного обслуживания или Интернет-банкинга обеспечивают не только стационарный доступ из головного офиса к счету предприятия, но и мобильный доступ с портативного компьютера. Данная возможность оказывается удобной в частности для сотрудников финансовых служб предприятия, ведущих разъездной характер. Для них Интернет становится рабочим инструментом контроля выполнения партнерами деловых обязательств.
Не стоит бояться перемен Новые Интернет-технологии изменят в ближайшие годы существующую модель деловых отношений. И предприятие при выборе банка будет уже руководствоваться не столько соображениями территориальной близости, сколько другими более весомыми критериями - надежностью и устойчивостью банка, его близостью к регионам экономических интересов предприятия, гибкостью тарифной политики, возможностью получения кредитов на развитие и др. Сегодня уже трудно представить себе бухгалтера успешного предприятия, работающего вручную. А еще несколько лет назад победа новых информационных технологий вызывала у скептиков сомнения. Канули в лету отслужившие свое стереотипы мышления, все кто хотели научиться эффективно работать - сделали это. И бухгалтерские системы с развитыми возможностями стали неотъемлемой частью современных офисов. Аналогичная ситуация складывается сегодня и с использованием Интернета. Можно ожидать, что по мере дальнейшего развития инфраструктуры и все более глубокого проникновения сети в регионы, окончательного решения ряда правовых и организационных вопросов, связанных с обращением в России электронных документов, Интернет станет таким же привычным рабочим инструментом для бухгалтера, как и персональный компьютер с установленной на нем бухгалтерской системой.