Компьютерная грамотность в России принесла свои плоды. Вооруженные знаниями россияне стали заниматься е-коммерцией, что позволило банкам предложить рынку такую услугу, как интернет-банкинг - управление деньгами на расстоянии. Первые пользователи интернет-банкинга поделились впечатлениями с обозревателем Газеты Светланой Ивановой.
Владимир К., финансовый директор алмазогранильного СП, город Якутск: На практике дистанционное управление банковским счетом выглядит примерно так. Прилетаю я в Москву на новогодние праздники. В аэропорту к интернет-терминалам не пробиться. Более того, все телефонные розетки занял народ с ноутбуками. Приходится доставать сотовый. По телефону заказываю и оплачиваю номер в гостинице. Теперь совсем не обязательно мчаться сразу в гостиницу, поэтому я решил потратить свободное время с пользой. Купил билеты на "Лебединое озеро", заказал столик в ресторане и позвонил своей подруге. По дороге в гостиницу заехал в магазин за костюмом. Для разнообразия расплатился карточкой. Потом позвонил в отели и попросил прислать за мной машину. Водитель выбил чек, но наличными расплачиваться не пришлось: счет за поездку будет включен в стоимость гостиничного номера. Уже в номере использую интернет-терминал, чтобы купить сувениры. Вечером захотелось домашнего уюта. Благо подруга пригласила в гости. Правда, у нее дома нет компьютера, поэтому я подключил PDA (устройство беспроводного выхода в Интернет) к розетке и занялся праздничными приготовлениями. Бутылку "шабли" урожая 1993 года в сети пришлось поискать. С закуской, елкой с игрушками, заказом Деда Мороза и Снегурочки проблем не возникло, как и с поиском подарка для девушки - музыкального центра high end (лучше бы купил компьютер). Чтобы у подруги не возникло лишних проблем, я тут же оплатил доступ в Интернет. На самом деле это очень удобно, но в России, к сожалению, это доступно не каждому, прежде всего потому, что не развита инфраструктура.
Иван Никифорович, пенсионер из Эстонии: Я бывший военный, ныне эстонский пенсионер. Частенько захожу к своему соседу, чтобы воспользоваться его компьютером. За квартиру платить надо, но в очереди стоять не хочется - времени жалко. Но оплата через Интернет удобна не только потому, что позволяет сэкономить время. Так получается в 4 раза дешевле. Посудите сами. Каждый месяц я оформляю несколько платежек: за квартиру, электричество, домашний телефон, кабельное телевидение. Если бы я платил через операционистку в банке, мне пришлось бы отдать на 50 крон больше, чем по электронным расчетам. Для меня это не такие уж малые деньги... Замечу, что в Эстонии осваивать новшества информационных технологий приходится всем. Это жизненная необходимость, к тому же выгодная и для банков, и для их клиентов. Ведь обслуживание клиентов в офисах - дорогое удовольствие: надо содержать помещения, персонал, техническую базу. Вот банкиры и решили приучить клиентов вести расчеты через компьютерную сеть. И получилось: достаточно было ввести разные ставки комиссий на операции у банковской стойки и через Интернет, как клиент тут же отдал предпочтение последнему способу. Сегодня обычная эстонская семья в первую очередь приобретает домашний компьютер, а уже потом - новую мебель или автомобиль. И не только в городах, но и в самых отдаленных сельских поселках.
Антон, студент МГИМО: Что получится, если совместить интернет-банкинг и телефон с функцией WAP? Итак, исходные данные: трубка, которая дает доступ к счету в банке или позволяет инициировать защищенные транзакции по пластиковой карте. К примеру, я хочу есть, при этом нахожусь не дома, а еду в такси. Достаю трубку, гружусь на сайт продавца пиццы, делаю заказ, инициирую оплату по карте и через 20 минут получаю уже оплаченную горячую пиццу там, куда я добирался. Причем все это только с использованием мобильного телефона. Вообразите вместо ланча, ну к примеру... Да, в общем, все, что продается за деньги. Ведь мобильный телефон - по сути, электронный терминал.