Банки и телекоммуникационные операторы делают ставку на мобильную коммерцию
По материалам Yahoo Actualites France
Банки интересуются мобильной коммерцией, поскольку новая технология могла бы сократить мошенничество. Телекоммуникационные операторы видят в ней новый источник дохода. Что касается торговцев, то для них она представляет менее дорогую альтернативу расчетам по кредитным картам. Медленно, но верно "мобильная коммерция" - возможность совершать покупки при помощи мобильного телефона - продолжает развиваться. Так, в середине марта немецкая компания T-Mobile, филиал Deutsche Telekom, и британская телекоммуникационная компания Vodafone сообщили о том, что они объединяются с целью разработать и предложить миллионам абонентов сервисы мобильных платежей. В Испании крупнейшие банки и операторы мобильной связи объединились в работе над проектом Mobipay. Одним из основных плюсов мобильной коммерции на сегодняшний день видится ее способность снизить риск мошенничества. Именно мошенничество с кредитными картами является причиной высоких комиссионных за совершение операций с кредитными картами, которые обычно ложатся на плечи торговцев. В случае с мобильной коммерцией, как отмечают специалисты, эти риски значительно сокращаются. Стоимость транзакции сокращается с 5% до 1,5%-4% и постоянно продолжает падать. Кроме того, системы мобильных платежей не требуют использования дорогостоящих считывающих устройств и поэтому могут использоваться в тех секторах, которые до сих пор не принимали к оплате кредитные карты, включая такси, мелкие магазины и рестораны. В Хельсинки банк Nordea Bank Finland и один из кинотеатров проводят эксперимент, предоставляя зрителям возможность заказывать билеты по мобильному телефону и приходить к самому началу сеанса. В Финляндии обычно существует практика, по которой билеты в кино покупаются минимум за час до сеанса. Теперь можно заказать билет на WAP-сайте кинотеатра и заплатить за него, отправив следом SMS-сообщение. Обычно телефонная трубка, предназначенная для мобильной коммерции, содержит два микропроцессора: первый стандартный, расположенный на SIM-карте оператора, а второй, содержащий всю банковскую информацию пользователя. Этот второй микропроцессор может быть активирован только при помощи специального PIN-кода (Personal identification number), который и делает из телефона кредитную карту. Таким образом, мобильные транзакции отличаются от обыкновенных интернет-транзакций, в которых не используется ни паролей, ни кодов, а только номер кредитной карты. Учитывая, что проекты Mobipay в Испании и Paybox в Германии используют различные технологии, но строятся на едином фундаменте: уникальный номер телефона и секретный код, которые используются вместе как в традиционных магазинах, так и в Интернете. Сумма покупки дебетуется на банковский счет покупателя, так же как и при покупке с использованием кредитной карты. Как отмечают специалисты, со временем при помощи мобильного телефона можно будет одолжить денег у друзей и затем вернуть долг. По мнению аналитиков Frost & Sullivan, объем мобильной коммерции в 2006 году может достигнуть 25 млрд. долл., что составит около 15% от общего объема электронной коммерции. И все было бы замечательно, если бы не одно "но". Дело в соотношении стоимости покупки и стоимости использования мобильного телефона, и для мелких покупок идея мобильной коммерции может оказаться несостоятельной. В Берлине проводится пилотный проект по продаже прохладительных напитков через торговые автоматы при помощи мобильных телефонов. Однако проблема заключается в том, что банка Кока-колы, которая в обычном магазине стоит около 1 евро, обходится почти вдвое дороже. Дело в том, что кроме самого товара покупателю необходимо заплатить за SMS-сообщения, которые отправляются для заказа и подтверждения оплаты. В Финляндии оператор мобильной связи Sonera был вынужден отказаться от продажи билетов на городской транспорт и мобильной оплаты за парковку, поскольку сервис оказался слишком дорогим. Несмотря на все видимые преимущества, пока не понятно, в каком направлении мобильная коммерция будет развиваться, поскольку существует множество конкурирующих предложений. Все эти предложения базируются на разных технологиях и вовлекают в сектор множество различных игроков. В Германии оператор D2 Vodafone в настоящее время занимается тестированием одной из систем совместно с компаниями Siemens и Brokat. Кроме этого существует Paybox от Deutsche Bank, и также Mobilcom. В Дании Orange активно сотрудничает в области мобильной коммерции с торговцами, а Mobilkom Austria в Австрии даже создала собственный банк для проведения мобильных платежей. Сегодня в Европе насчитывается столько проектов, что их число приводит в замешательство. Каждая компания ищет собственный путь в надежде, что остальные пойдут за ней. Банки опасаются конкуренции со стороны операторов мобильной связи и поэтому пытаются быстрее освоить новый сектор. С другой стороны, операторов настораживает такая активность банков, которые не хотят уступать свою часть доходов. Такой "гонки вооружений" не наблюдается только в Испании, где операторы и банки работают в команде, и то благодаря только усилиям правительства. Банки и операторы предлагают совершенно разные подходы к мобильной коммерции, и, по мнению аналитиков, они должны когда-то пересечься, если компании не хотят потерять клиентов, которых они пока еще даже не нашли.