Rambler's Top100
  интернет финансы главная | карта | поиск | | реклама  
главнаяИнтернет-банкинг  Публикации  Интернет Финансы За что банкиры не любят вкладчиков Российские банки не торопятся предоставлять частным вкладчикам интернет-услуги. Банкиры считают население недостаточно состоятельным и образованным для того, чтобы управлять деньгами через Интернет. Между тем число россиян, которые пользуются системами интернет-сервиса для личных расчетов, уже превысило 15 тысяч.

XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
XIV Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2024»
Новости
Публикации
События
Ресурсы
Глоссарий
Партнеры
О проекте
Форум

Решения:

Интернет-банкинг


Интернет-трейдинг


Интернет-страхование


Интернет-расчеты


Безопасность

Aplex.ru Разработка веб-сайтов

Intersoft Lab (17.06.11)

XXIV Международный Форум iFin-2024 "Электронные финансовые услуги и технологии"

X Международный Форум ВБА-2023 «Вся банковская автоматизация»

XIII Международная конференция «МОБИЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ 2023»

Рекомендуем:

Итоги XVI Международного Форума iFin-2016, 9-10 февраля 2016


Спецпредложение:

Автострахование, страхование автомобиля, страхование жизни, медицинское страхование - cкидка 5% для посетителей iFin.ru подробнеe >>

Астраброкер 


-=startpage=-
П У Б Л И К А Ц И И


За что банкиры не любят вкладчиков
Светлана Иванова

Российские банки не торопятся предоставлять частным вкладчикам интернет-услуги. Банкиры считают население недостаточно состоятельным и образованным для того, чтобы управлять деньгами через Интернет. Между тем число россиян, которые пользуются системами интернет-сервиса для личных расчетов, уже превысило 15 тысяч.
В России интернет-банкинг появился в 1998 году, первым дистанционное управление счетами предложил частным вкладчикам Автобанк.
Вслед за ним такие услуги стали предоставлять Гута-банк и банк "Менатеп Санкт-Петербург". К концу 2001 года, по данным исследования, проведенного компаниями "МФД-инфоцентр" и "Интернет Маркетинг", 94 российских банка (из них половина - региональные) предлагали различные формы удаленного банковского сервиса с использованием сети Интернет. При этом еще около 50 банков разрабатывают или внедряют системы интернет-сервиса. Это совсем немного, учитывая, что в России действует 1322 банка.
При этом банки предпочитают развивать интернет-услуги, направленные исключительно на корпоративных клиентов, считая ориентацию на частных клиентов неоправданной. Сейчас только около десяти российских банков обслуживают через Интернет частных вкладчиков. Банкиры считают, что экономическая неграмотность населения, низкий достаток и, следовательно, отсутствие потребности в каких-либо банковских услугах делают развитие интернет-сервиса для населения неперспективным.

Избирательное право
По мнению начальника отдела интернет-технологий и электронной коммерции Импэксбанка Юрия Стрельченко, развитие интернет-банкинга для физических лиц сдерживает не только размер доходов, но и отсутствие у населения традиций покупки товаров и услуг через Интернет.
А представитель МДМ-банка пояснил Газете, что пока банкам невыгодно оказывать удаленные финансовые услуги населению из-за высокой себестоимости этих услуг. "Себестоимость высока из-за небольшого объема операций, потому что количество пользователей Интернета в России пока невелико", - считает эксперт.
Поэтому, в отличие от интернет-трейдинга (торговля ценными бумагами через Интернет), который ориентирован прежде всего на частных лиц, интернет-банкинг в России в большей мере нацелен на обслуживание юрлиц. 92% российских банков, представители которых участвовали в опросе компании "Интернет Маркетинг", указали, что их кредитная организация обслуживает с помощью системы интернет-банкинга именно корпоративных клиентов.
Между тем успехи конкурентов, особенно на рынке частных вкладов, заставляют банкиров задуматься: а так ли уж неоправданно тратить деньги на развитие интернет-банкинга, предназначенного для частных клиентов?

Ставки сделаны
Банки-первопроходцы уверенно увеличивают количество вкладчиков, привлекая их новыми возможностями. Банк Менатеп Санкт-Петербург благодаря системе удаленного управления счетом привлек около 7 тысяч новых вкладчиков, Гута-банк - около 3, 5 тысячи, Автобанк - около 3 тысяч клиентов, Судостроительный банк - более 800 вкладчиков. В общей сложности, по данным Газеты, число пользователей банковских интернет-сервисов превысило 15 тысяч человек.
Цифры не столь значительные по сравнению с числом вкладов в Сбербанке. Но при этом нужно учитывать, что остатки на счетах таких клиентов заметно превышают суммы на депозитах пенсионеров. Человек, намеренный управлять своими финансовыми потоками через Интернет или сотовый телефон, как правило, располагает суммой, которой он собирается управлять. По оценкам специалистов, ежемесячный остаток на виртуальном счете должен составлять не менее 600-700 долларов, иначе затея теряет смысл.

Клиент должен быть молодым или богатым
Типичный клиент интернет-банка - достаточно состоятельный человек с доходом, превышающим 1000 долларов в месяц. Среди клиентов интернет-сервиса много банковских работников, для которых эти операции привычны и понятны.
По мнению Вадима Андриянова, ведущего менеджера отдела электронного бизнеса банка Менатеп Санкт-Петербург, активными пользователями новых банковских технологий являются преимущественно руководители высшего и среднего звена, IТ-специалисты. "Для них использование интернет-технологий при оплате счетов, игре на бирже и других ситуациях стало уже привычным делом благодаря их лучшей осведомленности и, конечно, в силу материальной обеспеченности", - считает Вадим Андриянов. "Пользователя интернет-сервиса банка можно, несомненно, охарактеризовать как представителя среднего класса, с присущим ему уровнем дохода и требованиями, предъявляемыми к качеству жизни", - считает начальник отдела информационно-технического обеспечения банка "Ингосстрах-Союз" Александр Сытов.
Руководитель отдела интернет-банкинга банка Первое О.В.К. Владимир Вешняков сообщил Газете, что дистанционными расчетами пользуются и представители малого бизнеса, и сотрудники крупных организаций, имеющие высокий постоянный доход. "Четко определить возрастные и социальные группы невозможно, однако в любом случае это люди с активной жизненной позицией, которых не пугают инновации", - считает эксперт. Как ни странно, некоторые собеседники Газеты в клиентских управлениях банков называли в числе активных пользователей интернет-банкинга студентов. Несмотря на миф о студенческой бедности, многие современные студенты работают и располагают доходами, достаточными для инвестиций. Кроме того, студенты - грамотная публика, для которой Интернет - неотъемлемая часть жизни. Вполне возможно, это произойдет при переходе на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг: если расходы на интернет-банкинг позволят гражданам сэкономить.

Блестящие перспективы
Техническая неграмотность населения - одна из самых распространенных причин, по которой банки не торопятся развивать интернет-сервис для частных клиентов. Еще банкиров смущает то, что в России все еще мало распространен Интернет. Как показало опубликованное недавно исследование The Internet Monitor, 9% жителей российских городов в возрасте от 16 до 64 лет имеют доступ к Сети, в Москве таких - 13, 5%. Но с другой стороны, несколько процентов в России - это миллионы человек. Иначе говоря, потенциальные потребители онлайновых банковских услуг в России есть.
Начальник отдела интернет-банкинга банка Первое О.В.К. Владимир Вешняков считает, что число клиентов в ближайшее время возрастет за счет тех, кто будет оплачивать через интернет-банк коммунальные услуги. "Возможно, - считает он, - это будут и пенсионеры, и домохозяйки".

Картежники
Приблизительно оценить потенциал рынка интернет-банкинга можно, ориентируясь на количество находящихся в обращении пластиковых карт.
Держатели карт - первые кандидаты в клиенты виртуального банка. Они уже почувствовали удобство безналичных расчетов, а в сочетании с возможностями системы удаленного управления банковскими счетами пластиковые карты становятся практически универсальным средством расчетов. В мегаполисах вроде Москвы и Санкт-Петербурга эта "пара" может вполне заменить наличные почти во всех случаях жизни, за исключением покупок на привокзальных рынках. Сейчас в России в обращении находится 9, 4 миллиона пластиковых карт различных платежных систем, выпущенных российскими банками. Оборот по пластиковым картам превышает 5 млрд. долларов в год.

Вкладчики
Оценить потенциал рынка финансовых интернет-услуг можно и по-другому. Теоретически любой вкладчик, который уже принес деньги в традиционный банк, может стать клиентом системы дистанционных расчетов. Объем частных вкладов в российских банках к концу 2001 года составил около 664 млрд. руб., или около 22 млрд. долларов.

Кому это выгодно
Практика показывает, что благодаря системе управления счетами через Интернет люди гораздо чаще совершают операции со своими деньгами, а значит, банки могут заработать на комиссии. Банку выгодно внедрять систему интернет-расчетов и по другим причинам. Затраты на организацию банковского обслуживания через Интернет заметно ниже, чем затраты на содержание филиалов и отделений, включая зарплату операционисток.
Кстати, западные онлайн-банки, учитывая это обстоятельство, изначально предложили своим будущим клиентам очень высокие процентные ставки по депозитам. Российские банки избрали принципиально иной путь наращивания клиентской базы. Они существенно снизили тарифы (в том числе и до нуля) по основным банковским операциям, проводимым клиентами через Сеть. Российские банкиры в отличие от своих западных коллег внедряют интернет-банкинг не для того, чтобы заработать на виртуальных услугах, а для того, чтобы привлечь дополнительных клиентов в свой традиционный бизнес. Большинство банков, предоставивших клиенту возможность взаимодействовать с ними через Интернет, воспринимают эту услугу как составную имиджа банка, идущего навстречу передовым технологиям.
Как заявил Газете Николай Перепечаев, руководитель проекта группы высокотехнологичного бизнеса Автобанка, "основной доход банку приносят не услуги интернет-банкинга. Это просто расширяет перечень услуг, подчеркивает статус банка как высокотехнологичного, демонстрирует, что он не идет по чьим-то следам, а смотрит вперед, в перспективу. Количество клиентов интернет-сервиса невелико по сравнению с офлайн-клиентами".
Тем не менее все больше российских банков выражают готовность раскошелиться на новые технологии. По данным компании "Интернет Маркетинг", представители 59 кредитных организаций заявили, что их банки уже предлагают либо собираются предложить интернет-сервис для управления именно личными финансами. Правда, к делу они намерены приступить не раньше, чем будут уверены, что на такие услуги есть устойчивый спрос, заявили Газете в нескольких банках.
11.03.2002Источник: Газета № 35, 2002
все публикации | подписка на рассылку

 

-=endpage=-



Размещение информации на сайте | Условия размещения рекламы


Copyright 2000-2010 iFin.ru, e-mail:
создание сайта: Aplex, Дизайн: Максим Черемхин
TopList Rambler's Top100