Во всем мире Интернет-банкингу прочат блестящее будущее. Россия – не исключение. Правда, у нас есть ряд серьезных препятствий для развития этой услуги. Устранить их, по мнению представителей банковского сообщества, можно лишь совместными усилиями банкиров и чиновников. Чем же так привлекателен Интернет-банкинг? Во-первых, клиенту нет необходимости лично посещать отделения банков. Во-вторых, у него появляется возможность круглосуточно контролировать свой банковский счет. Наконец, Интернет-банкинг просто незаменим для обслуживания и контроля личного карточного счета. По данным исследовательской компании IDC, в 1998 году онлайновые банковские операции проводили примерно 6,6 млн. граждан, а к 2003 году их число вырастет до 31 млн. человек. И основания для такого прогноза есть: в 1998 покупки через Интернет регулярно совершали 31 млн. человек, и ожидается, что к 2003 году аудитория онлайновых покупателей вырастет в 6 раз – до 183 млн. В России услуги Интернет-банкинга впервые появились в 1998 году. Сейчас уже около 40 банков осуществляют операции по счетам клиентов. Однако более или менее полный комплекс услуг предоставляют только четыре банка – Гута-банк, «МЕНАТЕП СПб», Автобанк и «Ингосстрах-Союз». На их долю приходится около 80% всего российского рынка онлайновых банковских услуг. Собственные Web-сайты уже имеют около 400 российских банков. В будущем эти сайты могут стать основой для создания онлайновых платежных терминалов. Интернет-банкинг способен сыграть важную роль в деле привлечения банками новых клиентов и повышения лояльности уже существующих. В первую очередь это относится к мелким и средним предприятиям. Для них важна не столько стоимость, сколько скорость обслуживания в банке. Малый бизнес со своими незначительными объемами операций является выгодным клиентом для крупных банков. В онлайновых банковских услугах заинтересованы и крупные российские компании, работающие на мировых финансовых и товарных рынках. Скорость проведения финансовых операций обеспечивает им сокращение потерь на разнице цен на сырье и ценные бумаги. По некоторым данным, эти издержки составляют 10-15% от чистой прибыли за операцию. Впрочем, в России немало проблем с развитием Интернет-банкинга. Главные из них связаны с затянувшимся процессом принятия закона об электронной цифровой подписи и недостаточным развитием телекоммуникационной инфрастуктуры. По мнению банкиров эти проблемы можно решить только при тесном сотрудничестве банковских и государственных структур. Но делать это нужно уже сейчас. В противном случае, нишу Интернет-банкинга на российском рынке финансовых услуг займут иностранные банки.